Блокнот | Оеятбрь 2007 |
|
Курган |
Владимир Олейникдоцент университета, кандидат педагогических наук, «золотое перо Кургана», лауреат городской премии «Признание» в номинации «Литература» |
Опасность в искусстве жанра всевозможных «катастроф» доказана общественной практикой. 11-м сентября, например. Любые, даже самые нелепые и отвязанные от реальности фантазии имеют удивительное свойство сбываться с течением времени. Закон материализации идей, однако. Вот и антиутопию можно рассматривать как прикладную футурологию. С одной маленькой поправкой. Если футурология рассматривает вероятную возможность развития Общества в целом, то антиутопия концентрирует внимание на судьбе Человека, по которой и «проходят ногами» все эти гипотетические обстоятельства.
Роман луганского писателя Глеба Боброва «Эпоха мертворожденных» можно смело отнести к антиутопии. Потому что, несмотря на структурирование будущего времени в рамках открытой политической тенденции, в центре романа остается проблема Человека. И эта проблема рассматривается многоуровнево в идеологическом, философском и национально-культурном аспектах. И, конечно, в историческом, потому что будущее всегда складывается из настоящего и прошлого.
Антиутопия «неправильный» жанр в принципе. Ибо разрушает иллюзии на прекрасное далеко, на «дивный новый мир», не оставляя читателю надежд на упорядоченность и блаженную предсказуемость мироустройства. Никаких надежд ни на кого, кроме самого себя. Вот и Бобров написал «неправильный» роман. О национально-культурном, идейном и ценностном расколе на Украине и гражданской войне. В недалеком обозримом будущем. О жестокой и беспощадной войне всех против всех, какими обычно и бывают братоубийственные войны. С физиологическими подробностями и оцепенением разума, с резким понижением, обвалом болевого порога. С разрушением привычных связей и мест сегодняшнего проживания вплоть до улиц и нумерации домов. Хочется крикнуть, что это невозможно. Но в 1935 году Синклер Льюис именно так и назвал свой роман «У нас это невозможно». О приходе фашизма к власти в США. Предупреждая об опасности. Рисуя ее катастрофический облик. Романы Оруэлла и Хаксли хрестоматийные примеры возможности невозможного. Физиология войны у Боброва находится в том же понятийном ряду. Как сигнал гражданской тревоги.
«Эпоха мертворожденных» стала плодом трехлетних размышлений писателя после «апельсиновой» революции. Именно тогда явственно обнажился раскол Украины по линии Восток-Запад. Раскол стратегический, идентификационный, мировоззренческий. Но только его корни находились еще глубже в распаде Большой страны, Империи. В разрушении «Большой идеи», объединявшей разноплеменные народы. Распад влечет за собой не только центробежное движение, но и смену ценностных ориентиров. В том числе замену «Большой идеи» национальной. А выстраивание нового национального государства в многонациональном обществе всегда чревато агрессивным национализмом. Чтобы доказать свою состоятельность. Пассионарное национальное большинство просто «съедает» меньшинства. Как это было в Чечне начала 90-х. При паритете пассионариев агрессия национализма заканчивается межэтнической и межконфессиональной бойней с распадом страны. Как это было с Югославией в те же годы. Украина все 90-е годы находилась в состоянии неопределенности: политической, экономической, культурной между Западом и Россией, Львовом и Донецком. 2004-й покончил с неопределенностью, электорально разрезав страну пополам. Дальнейшие политические баталии дискредитировали элиты с обеих сторон, принуждая их не только к компромиссу, но и к поиску новых решений. Например, легитимации президентом Украины перед внеочередными выборами в качестве национального героя гауптштурмфюрера СС Романа Шухевича. О возможности ответной реакции с другой стороны и написан роман Глеба Боброва.
Но «Эпоха мертворожденных» не о политике. О людях, находящихся в стороне от политики, но оказывающихся ее жертвами. У Боброва жертвой становится целый народ, ибо последствия касаются всех без разбора. И невозможно укрыться за дверью ни от бомбежки, ни от мародеров, ни от ежедневно меняющихся властей. В результате последствия бездумной политики всех делают участниками происходящего действа под названием гражданская война. И возможности выбора ограничены.
«Хочешь изменить что-то к лучшему готовься к жертве, к кресту. Топай собственными ножками на персональную Голгофу. И теперь только так. Альтернатива вскрыв вены, тихо умри в подвале неотомщенной жертвой: без яиц и с порванным очком. Это не я придумал, это универсальный закон бытия. Так уж повелось на нашем шарике все на заклании держится. Только сейчас все сконцентрировалось до предела, и мы все попали на обычную стезю обреченных. Либо с гранатой под танк, героем; либо под нож мясника, бараном. Так что нет теперь никакой проблемы потерянного поколения. Все, о чем мы говорим, категории потерянной эпохи. Понимаете?! Эпохи мертворожденных!»
Резкость суждений героя романа Кирилла Деркулова определена его принадлежностью к поколению, рожденному в 60-х. Определена его социокультурным воспитанием, его подсознательной внутренней связью с «Большой идеей» и осознанием ее кризиса. Фактически поколение Деркулова оказалось в кризисе собственной тождественности. Но при этом оно продолжает ощущать себя частью Большого народа. Поэтому само физическое наличие Деркуловых угроза для осуществления национальной идеи, «свидомости» в романе. Отсюда языковая, культурная, идентификационная агрессия против него и ему подобных. Однако внешнее воздействие иных идентификационных кодов ведет либо к конформизму, либо к сопротивлению. Конформизм это сознательный отказ от Большого в себе, понимание необратимости потери и участь жертвы. Сопротивление ведет к борьбе, к возможным статусным утратам и к той же жертвенности. Крайние варианты беженство или война! Особенность личной биографии Деркулова солдатский опыт в Афганистане. Индивидуальная черта характера обостренное чувство справедливости. Именно эти индивидуальные особенности и мотивируют развитие образа от журналиста до полевого командира, «военного преступника».
Суть преступления Кирилла Деркулова была сформулирована еще в древнеримскую эпоху: «Горе побежденным!». Хотя лично Деркулов проигравший, а не побежденный. Сын потерянной страны, проигранного времени. Которому дальше некуда отступать! Чувство справедливости заставляет его, оставив работу журналиста-пиарщика, через двадцать с лишним лет вновь взять в руки оружие. Взять командование над отрядом. И полноту ответственности! У войны своя логика и свои законы. У гражданской войны вдвойне. Зачастую это отсутствие всякой логики и законов, кроме инстинкта самосохранения и правоты сильного (или лучше вооруженного). Война это разруха в головах, мгновенное обрушение морали и права, обнажение инстинктов. И нет границы между своими и чужими! Это не только столкновение Востока и Запада, русскоязычных и «свидомых». Это столкновение культур городской и сельской, столкновение внутри культур, столкновение индивидуальностей. Когда начинается война, по дорогам к российской границе тянутся автоколонны с городскими беженцами. И у поселковых маргиналов при наличии безвластия начинается обострение справедливости. И на дорогу, как когда-то махновские тачанки, выезжают мотоциклы с внезапно обретшими истину «делиться надо». Жестокий реализм романа отправляет на отдых «Безумного Макса». Потому что это та изнаночная правда войны, которую Глеб Бобров, бывший «афганец», знает не понаслышке. Это страшная картина реальность мгновенно обрушенного массового сознания. Это невозможно? Но это уже было пятнадцать лет назад в Приднестровье, Абхазии, Таджикистане
Поэтому «Эпоха мертворожденных» еще и антиполиттехнологический роман. «Разруха начинается в головах» эти слова профессора Преображенского буквально не отпускают автора. Ответственность за происходящее и его последствия Бобров, сам известный луганский журналист, возлагает и на коллег по цеху, бездумно отрабатывающих бабло заказов. Разрушение в массовом сознании привычных ценностей в романе заканчивается социальным хаосом. В котором работают другие законы. И киплинговский «Каждый сам за себя», и гулаговский «Умри ты сегодня, а я завтра!». В хаотическом смятении сознания эти законы воспроизводят и новых лидеров, и новых командиров. Как уголовник Сява и комбат Деркулов. И подавить хаотический распад социума, подавить разнузданную жестокость инстинктов можно только еще большей жестокостью ломая ситуацию через колено. Через расстрел и повешение! Рождая легенду о Деркулове-Дракулове.
«Мы становимся одним, единым целым Мы теперь монолит. И имя ему Зло. Абсолютное и бесчеловечное, лишенное даже призрачного намека на жалость и милосердие. Под ногами, внизу, на освященном кровью алтаре войны бьется очередная жертва нового заклания. И мы, растопырив зрачки и ноздри, жадно вдыхаем, завороженно впитываем в себя фимиам нового всесожжения. Не надо больше ничего доказывать, спорить и говорить никто ни в чем не виноват: это мы, люди всем миром, а не отдельными народами, нациями или государствами творим весь этот кошмар. Это мы, а не рисованные нетопыри с рожками и копытами носители абсолютного зла. Это мы творцы вселенского ужаса, а не низвергнутый на заре веков Князь. И мы в ответе за все сотворенное. И, впоследствии, выгребаем: каждый по делам своим».
«Эпоха мертворожденных» это роман. С собственным художественным пространством и собственным временем. Герой подчиняется его внутренней логике и не является умнее внутреннего времени. Он тождествен себе и проходит свой закономерный путь, подчиняясь давлению обстоятельств в соответствии с собственной индивидуальностью. Поэтому для Деркулова война, передний край и бегство от себя, и обретение собственной полноты, и искупление грехов. Сделав свой выбор, воюя и убивая, идет он по этой крестной дороге до конца, все больше отграничиваясь от других людей. И оставаясь в финале в полном одиночестве, превращаясь в усталого от жизни, но не сдавшегося человека. Завершенность своего пути своей миссии! своего последнего боя! он видит в трибуне европейского суда, в возможности быть услышанным. Ничего и никого уже не боясь.
Роман Глеба Боброва построен на диалогах, в которых автор, кажется, спорит сам с собой резко, зло! сталкивая различные правды в поисках возможной истины. Возможно, что и жанровая форма антиутопии понадобилась ему как трибуна суда для Деркулова, чтобы донести свой голос человека и гражданина, думающего и страдающего о ближайшем будущем. И не желающего его видеть таким, как на страницах собственного романа.
15 октября 2007 г. | 18:10