Кофр |
Июль 2010 |
|
Курган |
Бухров Виктор Александровичдиректор Курганского отделения Союза фотохудожников России, лауреат трех фестивалей самодеятельного творчества трудящихся 1977-1985 гг., лауреат премии «Комсомол Зауралья», бронзовая и две серебряные медали ВДНХ СССР (ныне ВВЦ России) «За достижение в Народном хозяйстве СССР», серебряная медаль Всемирной ассоциации фотохудожников, Голландия, лауреат гранта Президента России за 1996 год, лауреат премии губернатора области за 1997 год. Лауреат городской премии «Признание». Заслуженный работник Культуры РФ. |
Открылась первая в этом году фотовыставка в культурно-выставочном центре города Кургана. Виктор Бухров представил новые работы в экспозиции под заголовком «В диалоге со временем».
На выставке представлено более шестидесяти работ, посвященных в основном, непритязательно антигламурной действительности, которая нас окружает в городе и сельской местности. Разруха души сполна уравновешивается фрагментами красот окружающей природы. Хотя не отпускает ощущение грусти и печали. Почти все работы сделаны в последнее время, кроме фотоочерка о полковом разведчике.
За стилем выставки, которую при её открытии в областном культурно-выставочном центре кто-то из гостей назвал праздником философии и искусства, конечно, легко угадывается её автор, настоящий мастер художественной фотографии Виктор Бухров. Однако есть крутые отличия от того, что мы непременно видели в его регулярных прежних экспозициях. Например, практически нет экспериментальных работ, технических ухищрений, компьютерных фокусов, к чему Бухров нас, можно сказать, приучил. Зато есть подлинность жизни, в прямом и переносном смысле глубина резкости, драматичность изображаемого.
Сам автор по этому поводу высказался так: «Творческая работа должна касаться жизненных драм». Стилистически фраза, конечно, не очень гладкая, но не будем забывать, что «словом» Бухрова является светопись. Вот тут всё безупречно, тут веришь человеку, который ведёт «Диалог со временем» (так называется выставка).
Кто же и что становится объектом диалога автора со временем? На первый взгляд кажется, что это всё – увиденное Бухровым в жизни, которая его окружает, и в недальних в последнее время поездках. Но это только на первый взгляд. На самом деле в каждой работе экспозиции мы видим примету времени: суету улиц и модное платье, торжественность парада и печать разрухи, но самое главное – метафору, мысль человека наших дней. Храм в селе Окунёвском, окрестности деревень Губерля и Острова в Юргамышском районе, блистающий огнями Курган, девушки, похожие в своём вольном танце на журавлей, серия «Памятники», люди военные и штатские, городские и сельские. И небо! Постепенно, от кадра к кадру Бухров подводит нас, как мне кажется, к своей главной мысли, заключённой во вроде бы неброской фотографии. На фоне розово-лилового предзакатного неба жмутся друг к другу покрытые первым снегом приземистые крыши деревенских домов. Кажется, всё спит. Но небо над селением пронизано проводами, антеннами и чёрными стрелами столбов, связывающих их. Так люди разговаривают с миром и небом. И тут же, почти не отличаясь от чёрных вертикалей, в небо устремляется шпиль скромного обелиска, поставленного местными жителями в память об односельчанах, не вернувшихся с Великой Отечественной. Звезда, венчающая памятник,– единственная в этом небе. Наши мёртвые рядом с нами, они тоже говорят с миром, они среди нас – у Бога все живы…
Вот мы и добрались до главного. Каталог выставки украшен цифрой 65, символизирующей предстоящий юбилей Великой Победы нашего народа над фашизмом. Одновременно эта цифра символизирует и жизненную дату Виктора Бухрова, родившегося в 1945 году. Иначе, откуда бы у него такое имя. Недавно он, кстати, стал лауреатом Почётной грамоты областной Думы.
Фронтовики много раз становились героями сюжетов фоторепортёра и фотохудожника Виктора Бухрова. Одного из них он представил гостям нынешней выставки – Валерий Фёдорович Фролов, потерявший на войне руку, но не потерявший жизненного оптимизма, буквально прославлен несколькими фотосериями Бухрова. Выступая перед собравшимися, герой той войны сказал, что жизнь человека всегда драматична, но и оптимистична.
И Виктор Бухров умеет это показывать с завидной глубиной резкости.
Валерий Портнягин. Областная газета «Новый мир».
Журналисты за этим на редкость работоспособным человеком не поспевают, а зрители довольны. В отличие от «акул пера» им не приходится всякий раз мучиться, придумывая нестандартные вопросы виновнику торжества, касающиеся творческих принципов, приемов, планов. Ответы они находят самостоятельно — в удивительных по глубине и выразительности фотополотнах, в которые, по словам одного из почитателей Виктора Александровича, надо всматриваться, а то и вчитываться, как в очерки, новеллы, эссе.
Посвятив новую экспозицию (определение «выставка» мастера несколько смущает) 65-летию Великой Победы, Бухров воплощает свое широкое понимание темы в жанре пейзажа, портрета, композиции, исполненных многозначности, многослойности; пропускает любой схваченный зорким глазом сюжет сквозь призму времени. Время, являющееся главным объектом исследования его не повторяющих, а лишь продолжающих друг друга произведений, обнажает драматизм человеческого существования и насыщает внутренним светом, смыслом каждое мгновение бытия, будь оно безмятежно ясным или предгрозовым, звонко-радостным или пронзительно печальным.
В диалоге со временем, с потоком вовсе не бесследно для нас пролетающих лет автор представленных фотосвидетельств эпохи пытается обнаружить некое объяснение жизни, природы, мельчайших наших душевных движений, сиюминутных настроений, поступков. И когда вдруг начинает казаться, что при всем старании оставаться бесстрастным фиксатором событий он не может без волнения и тревоги запечатлевать негативные тенденции сегодняшнего дня: забвение истории, традиций, замену вечных ценностей преходящими, — взгляд невольно выделяет из череды предметов, деталей, фигур фотоизображение двух девчонок, пересекающих то ли поле, то ли лесную опушку. Красивых, смелых, трогательных свободных, чем-то воодушевленных, обращенных в будущее, внушающих надежду на возвращение утраченных идеалов.
Наиболее весомо, зримо, конкретно мотив войны и памяти о ней, передаваемой от поколения к поколению, обжигающей сейчас, как и тогда, отражен в портретах фронтовика, труженика Валерия Федоровича Фролова, чьи живые черты (до сих пор бравого, моложавого, оптимистичного, не подчиняющегося годам «корневого» зауральца) приобретают благодаря таланту Бухрова монументальность, поражают целостностью и силой собирательного образа солдата Победы, защитника Отечества.
Присутствие на вернисаже 85-летнего героя, бесконечно естественного, обаятельного, остроумного, принародно севшего на шпагат, стало настоящим «гвоздем» церемонии открытия экспозиции. Здесь сошлись опыт и вера, искусство соединилось с почвой и судьбой, совпали позиции профессионалов, умеющих отвечать за свои дела.
— Эта выставка говорит о том, к чему нельзя относиться равнодушно, — высказывает мнение Лидия Подкорытова, стажист-дизайнер, известная курганцам по ряду поэтических сборников.
— Такое ощущение, что он владеет панорамным зрением, столько ракурсов изыскивает его камера! — восторгается директор художественной школы № 1 Виктор Архипов, не раз наблюдавший Бухрова на занятиях с юными живописцами и скульпторами.
... Посетители вернисажа переполнены эмоциями и добрыми пожеланиями. Заряженность Виктора Александровича на работу подстегивает всех, кому хоть сколько-то знакомы творческий кураж, вдохновение, неодолимая тяга к созиданию и преображению действительности. Журналисты выключают диктофоны, убирают ручки, блокноты и на полчаса превращаются в чуткую, внимательную публику. Думают, чувствуют, размышляют...
Галина Бухарина. Городская газета «Курган и курганцы»