на главную

Кофр

Март 2004
Курган

Бухров Виктор Александрович Бухров Виктор Александрович

директор Курганского отделения Союза фотохудожников России, лауреат трех фестивалей самодеятельного творчества трудящихся 1977-1985 гг., лауреат премии «Комсомол Зауралья», бронзовая и две серебряные медали ВДНХ СССР (ныне ВВЦ России) «За достижение в Народном хозяйстве СССР», серебряная медаль Всемирной ассоциации фотохудожников, Голландия, лауреат гранта Президента России за 1996 год, лауреат премии губернатора области за 1997 год. Лауреат городской премии «Признание». Заслуженный работник Культуры РФ.
 

Рефлексия. К фотовыставке

Бухров Виктор Александрович Член Союза фотохудожников, участник множества всероссийских и всесозных выставок 59-летний фотомастер Виктор Бухров не выставлялся в городе уже года два. Причиной тому были очень серьезные проблемы со здоровьем. И вот на вернисаже в областном Доме работников искусств мы увидели его новую выставку «Рефлексия». Буквально сразу вас приковывает цвет — пронзительно яркие, «химические» цвета, в которые автор тонировал свои черно-белые снимки. Виктор Александрович использовал преимущества новых технологий, чтобы вдохнуть новую жизнь в старые фотографии, приблизить их к зрителю. И это, несомненно, удалось. Здесь представлены высокохудожественная эротика, портреты, пейзажи, городские сцены и многое другое. На мой субъективный взгляд, эти снимки великолепны и в монохроме, и в кислотной обертке. Главное, что в них есть, это особый бухровский взгляд. Пристальный, вдумчивый, подмечающий тончайшие детали. Меня это качество в нем поражало, еще когда Виктор Александрович работал фоторепортером в нашей газете. Бывало, идем вместе на концерт, он бросает: «Дима, подожди минутку!» — и минут десять фотографирует какую-то невзрачную веточку. Что он такого в ней увидел? Но когда я брал в руки еще влажный, только что отпечатанный снимок, хотелось воскликнуть: «Ну как, ну как я мог такое не увидеть?» В этом и состоит отличие профессионала от дилетанта.
    После рекордно многолюдного вернисажа — в гардеробе мгновенно кончились номерки, и на один крючок вешали по пять пальто — мы побеседовали с фотохудожником накоротке.

— Виктор Александрович, значит, почти все эти работы изначально монохромные?

— Да, только четыре из них были цветными, но и они трансформированы, чтобы не выбивались из общего колорита. А вообще цветом я решал здесь одну из традиционных изобразительных задач - чтобы рамки сюжета для зрителя немножко раздвинулись, и ему было легче эмоционально, опираясь на сюжет, воспринимать то, что изображено на снимках.

— А как у вас появилась идея тонировать снимки?

— Дело в том, что в наше время при таком изобилии информации, когда все идет в цвете, когда все уже разжевано, современный зритель, мягко говоря, с трудом воспримет сложный сюжет в монохромной гамме. Он может пройти для зрителя незамеченным. Человек в наши дни не привык работать с сюжетом. А любое произведение искусства все-таки требует совместного творчества и работает настолько, насколько человек способен его воспринять. Так что я постарался с помощью тонирования осовременить сюжет. Выставку я назвал «Рефлексией» потому, что она в отличие от прошлых экспозиций — тематических и социально ориентированных — чисто художническая. Для меня это своеобразный эксперимент — я хочу узнать, готов ли курганский зритель к таким работам. В основном эти снимки в Кургане не экспонировались.

— Нет, некоторые из них я помню.

— Это только небольшая часть. Ну и, кроме того, эта выставка является некой прелюдией к юбилейной выставке, которая должна состояться в будущем году, когда мне, надеюсь, исполнится 60 лет.
  Надо сказать, что меня очень здорово морально поддержал своей выставкой «Святая Русь» Саша Алпаткин. Выставкой мощной, цельной, профессиональной. Мне кажется, он уже готов и к более философским работам. В принципе, даже самый простой сюжет может быть прочувствован на высоком уровне и будет работать. Потому что мир бесконечен во всех своих проявлениях.

— Виктор Александрович, а вы давно взялись осваивать компьютерные технологии?

— Нет, совсем недавно. Но мне это очень интересно. Дело в том, что программа «Photoshop» основана на фотографическом видении, фотографическом опыте. Поэтому использовать ее логично для фотографа. Другое дело, как она используется. Если человек преследует чисто формальные задачи, это будет выпирать и мешать. А вот подчеркнуть что-то, расставить определенные акценты — ради бога. Дело в том, что тонирование, которое я сделал на компьютере, делается и в обычной лаборатории, и очень просто. Но сейчас отсутствует такая возможность — химии нет, мастерских нет, да и со временем туго. Компьютер просто облегчает мою работу, а решает те же самые задачи.

— Вы сканировали фотографии или негативы?

— Фотографии — те, которые сохранились после потопа в моей мастерской четыре года назад. Тогда погибла почти половина моего архива. Пришлось основательно реставрировать снимки.

— Виктор Александрович, как изменилось, на ваш взгляд, в XXI веке отношение людей к фотографии?

— Человек очень изменился. Другое время — другое поколение с совершенно иным взглядом на мир. А фотография — только способ отображения жизни, инструмент для творчества. То, что я вижу в современных фотожурналах, это неглубокая фотография коммерческого плана, которая ничего не содержит, кроме яркого цветового каламбура. Ведь фотография прежде всего отражает автора. Выставляя свои работы, фотограф обнажает собственное видение. Сразу видно, что это за человек, о чем он говорит со зрителем, есть ли в нем духовное начало, если он претендует на звание художника. Ведь все в наши дни стали фотохудожниками.

— Это правда, что почти все ведущие фотографы-профессионалы Кургана прошли через вашу фотостудию в КМИ?

— Многие. Город наш маленький…. Вообще серьезное увлечение фотографией у нас в городе, да и в стране, началось в шестидесятые годы прошлого века. А пик моего творчества пришелся на вторую половину семидесятых — два салона, всероссийские выставки... Были годы, когда я принимал участие в семи-восьми профессиональных выставках в год! Довольно рано я понял, что гораздо интересней и адекватней работать над темами. Просто собирать те или иные красивенькие сюжеты — это любительство. Фотография должна служить развитию духовного начала в человеке.
    К сожалению, серьезная фотография в наши дни держится на стариках. Молодежь сейчас реализует себя в другом.

— Я знаю, что вы играете далеко не последнюю роль в Союзе фотохудожников России?

— Я стоял у истоков создания этой организации, вхожу в худсовет. Сейчас я не член правления, поскольку Москва нынче уж очень обособилась. Культурная деятельность сейчас кипит прежде всего в мегаполисах. В провинции все держится на отдельных людях.

— Распространено мнение, что золотой век фотографии уже позади, ничего нового создать уже невозможно, валом валят повторы. Что вы думаете по этому поводу?

— С любым искусством так. Все новые веяния – далеко не открытия, это только интерпретации. В искусстве, безусловно, все сказано, и художники это понимают. Но искусство вечно.
    Почему говорят, что высокое искусство — элитарно? Не потому, что оно предназначено узкому кругу людей, а потому, что его может воспринять только тот круг людей, который живет этим и тонко его чувствует.

—С другой стороны, качественная фототехника и услуги фотосалонов наконец-то стали доступны всем.

— Фототехника всегда была относительно доступной. Но при всем удобстве проявки и печати в салонах это негативно сказалось на фотографии в целом. Само постижение фотографического процесса заключается в той работе, которую человек вынужден делать, чтобы понять природу фотографии. На мой взгляд, чтобы как следует разобраться в «Photoshop», надо сначала узнать все тонкости фотографического процесса.

— А если говорить о цифровой фотографии…?

— Она все упрощает, позволяет добиться максимальной оперативности. Все это очень здорово, но трудно предсказать, куда нас это может привести.

Дмитрий Быков