на главную

Кофр

Июль 2009
Курган

Бухров Виктор Александрович Бухров Виктор Александрович

директор Курганского отделения Союза фотохудожников России, лауреат трех фестивалей самодеятельного творчества трудящихся 1977-1985 гг., лауреат премии «Комсомол Зауралья», бронзовая и две серебряные медали ВДНХ СССР (ныне ВВЦ России) «За достижение в Народном хозяйстве СССР», серебряная медаль Всемирной ассоциации фотохудожников, Голландия, лауреат гранта Президента России за 1996 год, лауреат премии губернатора области за 1997 год. Лауреат городской премии «Признание». Заслуженный работник Культуры РФ.
 

Виктор Бухров в состоянии любви

6 июля 2009 года в Курганском областном культурно-выставочном центре открыта выставка председателя Курганского филиала Союза фотохудожников России, заслуженного работника искусств Виктора Бухрова. Выставка продлится до осени. Спешите видеть.

Публики на вернисаже — густо, хоть отбавляй. Многие, прежде чем начать отсмотр работ, спешат поприветствовать друг друга, пообщаться. Это местная элита: артисты, поэты, ведущие педагоги города, руководители арт-объединений; все они перегружены делами, но пропустить такое событие считают невозможным.

Автора оккупируют журналисты, поклонники. Обсуждение выставки идет полным ходом, хотя до ее открытия остается еще добрых полчаса. Нормальное явление: личность Бухрова вызывает неизменный интерес и рядовых, и профессиональных ценителей искусства фотографии.

Семьдесят сложившихся под рукой мастера произведений, отобранных из шестисот снимков, единым взглядом не окинешь — тут требуется глубокое погружение.

Сколки с действительности, остановленные мгновения быстротекущего времени, плоды длительных размышлений, которыми хочется поделиться с ближними... Их описание — занятие неблагодарное, ибо, несмотря на подсказки художника, разные зрители по-разному прочтут предложенные фототексты: притчи, новеллы, элегии. То, что одних слегка расстроит, других — удручит, то, что одни сухо назовут «удачным ракурсом», обожжет других воспоминаниями.

Вот целое созвездие лиц (людей), узнаваемых, значительных, захваченных в минуту вдохновения или творческого сомнения. Вот заброшенная, уходящая натура процветающих прежде деревень. Вот светопись города, хроника его виртуальных приключений.

— Тема созревает в процессе созерцания, — объясняет Виктор Александрович.

Сперва подмечаешь, не торопясь всматриваешься, испытываешь эмоции и лишь потом — осознаешь. Конечно, помогает опыт. Я всегда говорю, что фотография — определенная дистанция. Чем дольше в ней живешь, тем проще реализовать свое видение...

Долгие годы наблюдая, отражая, осмысливая многообразие и изменчивость жизни, Бухров острее, чем кто-либо, ощущает хрупкость момента, что, казалось бы, должно наложить отпечаток трагизма на его мировосприятие.

— Трагедии нет, но есть драма, — поправляет меня виновник торжества, — и цивилизации в целом, и отдельной личности, обязанной, однако, сопротивляться чувству безысходности, безнадежности, безверия.
Фотография, обладающая особой выразительностью и пластичностью, наделенная коммуникативными способностями, и призвана, по мнению автора выставки, будоражить нашу память, бередить душу, восстанавливать дней связующую нить. А вообще, убежден мастер, вне состояния любви к миру в искусстве существовать нельзя. Надо любить...

Галина Бухарина. Городская газета «Курган и курганцы».

Мир визуальных приключений

Смешение прямой фотографии и компьютерных ухищрений – не редкость на сегодняшних выставках. Причудливый гибрид практически все наши фотомастера изобретательно «выращивают» в своих лабораториях. Но никак не могу отделаться от ощущения, что при этом творчество Виктора Бухрова существует словно бы особняком, чем-то принципиально отличаясь от продукции других фотохудожников. Чем именно? Ответ на этот вопрос, кажется, дает персональная экспозиция Бухрова, только что открытая в областном культурно-выставочном центре.

Вот, например, серия «Город. Мир визуальных приключений». Отснята на улицах Кургана, провинциальные перекрестки которого вдруг приобретают столичный лоск, в общем-то рядовые, давно знакомые здания становятся отменно красивыми, а люди, идущие по улицам, несут в себе загадку значительности. В чем дело? Отчего Курган выглядит не совсем таким, каким мы привыкли его видеть? Все дело в том, что Бухров снимал не город, а свои представления о нем. Отсюда и те преувеличения (или преуменьшения) масштабов, которые дают поразительный эффект неожиданности: школьное здание ниже девушки, гуляющей вдоль него; витринный манекен заслоняет собой высотку, а бампер «Тойоты» эротически агрессивно наезжает на нас.

Есть и листы, снятые с такой нежностью, что камень и металл города кажутся теплыми, живыми, их хочется погладить или прижаться к ним щекой. И никакого противоречия между первым и вторым нет, ибо в интерпретации Бухрова плоть города парадоксальна, разнообразна и разномасштабна.

Видимо, автор выставки следует принципу, по которому в наше время отдельно взятый снимок, даже самый превосходный, по «гамбургскому» счету значения не имеет. Что-то важное сказать можно лишь серией, в которой, как музыкальная тема, рождается и развивается интеллектуальная или эстетическая идея. С этих позиций Виктора Бухрова можно считать концептуалистом.

Свои идеи он пытался высказать в своем выступлении на вернисаже, а также в начальном листе экспозиции, где цитирует известного фотографа прошлого века Эдварда Стэйхена. В ответ мы достанем цитату из Уильяма Фолкнера: «Вы не представляете, как много может выдержать старое дерево». Может быть, великий романист имел в виду дуб или кедр, но мы, опираясь на его слова, говорим о серии фотографий Виктора Бухрова, рассказывающей об умирающей деревне Дернова. Именно здесь вечными памятниками выглядят поросшие мохом проваленные крыши заброшенных домов, косо торчащие из бурьяна заборы и набирающие неизвестно для кого свой цвет яблони. И, как штамп в свидетельстве о смерти, в угол начальной фотографии серии впечатан канцелярский прямо-угольник – «Дернова». В деревенской серии почти незаметно присутствие компьютера, это прямая фотография, поэтизированная живой натурой – девушкой, красоту которой не могут испортить кирзовые сапоги на босу ногу, и надменным гусем.

Вообще-то у фотографа, владеющего компьютером, есть много способов разрушить изображение. А изображение надо беречь, оно – суть художника вообще и фотохудожника в частности. И вот теперь мы подошли к важнейшему обстоятельству. Нельзя забывать о присутствии зрителя в создании изображения. Пока мы верим, что перед нами оптический слепок чего-то реально существующего – все в порядке. Но стоит фотохудожнику чуть переборщить, и мы уже не видим ни фотографии, ни графики, ничего. Изображения нет.

Самое интересное у Бухрова именно эта грань риска и двойственность. (Они, кстати, здорово проявились в портретной серии – дизайнер Мария Петрова, художники Сергей Мальцев, Стас Кежов, Надежда Щетинина, Владимир Чалый, поэт и искусствовед Елена Ситникова). С одной стороны, работы Виктора Бухрова «как у всех», то есть красивы, энергетичны, способны украшать интерьер, радовать взгляд и служить поводом для размышлений. А с другой – почти каждый снимок Бухрова есть стратегическое исследование со своими задачами. И, как мне кажется, главнейшая из них – нащупать границы предельных возможностей фотографии, обозначить зону ее применимости.

Между прочим, в этом году искусству фотографии исполнилось 170 лет. Этой дате и посвящена выставка Виктора Бухрова, неутомимого искателя визуальных приключений.

Валерий Портнягин. Областная газета «Новый мир»