Кофр | Февраль 2008 | |
Курганский | Бухров Виктор Александровичдиректор Курганского отделения Союза фотохудожников России, лауреат трех фестивалей самодеятельного творчества трудящихся 1977-1985 гг., лауреат премии «Комсомол Зауралья», бронзовая и две серебряные медали ВДНХ СССР (ныне ВВЦ России) «За достижение в Народном хозяйстве СССР», серебряная медаль Всемирной ассоциации фотохудожников, Голландия, лауреат гранта Президента России за 1996 год, лауреат премии губернатора области за 1997 год. Лауреат городской премии «Признание». Заслуженный работник Культуры РФ. |
19 февраля 2008 года в курганском областном культурно-выставочном центре открылась персональная выставка Виктора Бухрова, приуроченная к 65-летнему юбилею области.
По этим работам не скользнешь быстрым поверхостным взглядом. Экскурсанты всматриваются в них, как в картины, где-то наслаждаясь изыском цветового решения, где-то разгадывая сложную, многоплановую композицию и всегда удивляясь остроте зрения, масштабу мышления, гражданскому и человеческому неравнодушию автора.
Приуроченная к 65-летнему юбилею области, выставка могла иметь и несколько другое звучание, Виктору Александровичу было из чего выбирать. Всю жизнь он фиксирует время, отражающееся в лицах современников, архитектуре, природе. Разнообразие сюжетов обеспечено широтой кругозора и пытливым умом виновника торжества.
Семь нот служат строительным материалом для бесконечного числа музыкальных произведений. На тех же принципах строится искусство фотографии, считает Бухров, утверждающий, что между снимком и готовым произведением — дистанция огромного размера.
Город — сквозная тема творчества мастера, его пленэр, его способ выразить свое отношение к эпохе перемен. Позиция Виктора Александровича ненавязчива, но предельно ясна. Она прослеживается уже в названиях серий, составляющих экспозицию: «Из времен аристократов», «Память и памятники», «Без грима»...
Невольно вспоминаются строки Чехова: «Какие красивые деревья и какая красивая, в сущности, возле них должна быть жизнь».
Всегда ли человеку удается соблюдать это соответствие? Как сказывается на нем забвение традиций, разрушение среды обитания, подгоняемой под чьи-то политические и экономические нужды? Благодаря видению художника, и зрители, глядишь, задумаются над необратимыми подчас, опасными для нашего будущего процессами. А еще порадуются неожиданным ракурсам, точно пойманным объективом и вкусно обработанным деталям, теплому юмору, тонкому лиризму. И, конечно, испытают приятные чувства узнавания, ностальгии.
Галина Бухарина. Городская газета «Курган и курганцы».
Виктор Бухров — самый титулованный наш фотохудожник, заслуженный работник культуры РФ — устроил свою новую персональную экспозицию. Уже неделю она украшает один из залов областного культурно-выставочного центра.
В этот раз он не подписывает каждую из 113 выставленных работ, а обозначает их сериями. Основные жанры — портрет, городской пейзаж, художественные композиции, которые при желании можно назвать натюрмортами, и репортажные кадры уличных съёмок, то, что принято именовать жанровой фотографией.
Обратимся к портретам Бухрова. В обозреваемой экспозиции их совсем немного, но они явно имеют связь, обмен внутренней психологической информацией с предыдущими изображениями, известными нам по творчеству этого автора. В числе его моделей были ветераны войны, выдающиеся личности Зауралья, например, хирург Илизаров, множество деятелей культуры. Автор — несомненный художник — не льстит и не приспосабливается к натуре, но некоторые портреты на удивление красивы, в них можно всматриваться так же долго, как в живопись. Бухров позволяет нам по сути напрямую общаться с человеком, и в памяти остаётся ощущение личного знакомства. К примеру, так на этой выставке многие «познакомились» с давно ушедшими от нас тележурналисткой Валентиной Бортов-ской и искусствоведом Еленой Рановой. Они прекрасны!
Городские пейзажи — основная часть экспозиции в сериях «Время. Приоритеты», «Память и памятники», «Без грима», «Ушедшая эпоха», «Природа и город», «Возвращение утраченного». Мы видим непривычный и завораживающий мир. Но также видим, что у Бухрова, кроме эстетических задач, «есть более важное задание» — документирование истории. На зрителей сочетание художественности и документальности производит оглушающее впечатление.
Знакомые перекрёстки Кургана в ракурсах Бухрова становятся отражением нас самих — с нашими достоинствами и пороками, проблемами и до-стижениями, с памятью и беспамятством... Фотоизображение каким-то образом внедряется в наше сознание, и мы начинаем не только видеть другой, непознанный город, но и думать о нём по-другому. Сам Виктор Бухров говорит об этом так: «Фотография всегда интересовала меня как особая форма мышления. Это не столько то, что я вижу, сколько то, о чём хочу рассказать, поэтому считаю фотографию искусством видения».
Знаменитый фотопублицист и художник Картье-Брессон ввёл в искусствоведческий обиход понятие решающего мгновения, ставшее нормативным для выбора момента съёмки. Развивая его мысль, Хулио Кортасар писал, что точно выбранное решающее мгновение позволяет достичь эффекта «рассечённого времени». Вот это рассечение времени и пытается увидеть Бухров. Увидеть и показать нам.
Валерий Портнягин. Областная газета «Новый мир»