на главную

Кофр

Октябрь 2005
Курган

Бухров Виктор Александрович Бухров Виктор Александрович

директор Курганского отделения Союза фотохудожников России, лауреат трех фестивалей самодеятельного творчества трудящихся 1977-1985 гг., лауреат премии «Комсомол Зауралья», бронзовая и две серебряные медали ВДНХ СССР (ныне ВВЦ России) «За достижение в Народном хозяйстве СССР», серебряная медаль Всемирной ассоциации фотохудожников, Голландия, лауреат гранта Президента России за 1996 год, лауреат премии губернатора области за 1997 год. Лауреат городской премии «Признание». Заслуженный работник Культуры РФ.
 

Известный зауральский фотохудожник отмечает свой юбилей и открывает персональную выставку

Послужной список Виктора Александровича Бухрова ошарашивает. Видимо, там, где вступают в силу законы творчества, арифметика отдыхает.

Только за 1982 год замечательный курганский фотохудожник успел стать лауреатом двух международных конкурсов и всесоюзной фотовыставки, участником XV международного фотосалона прибалтийских стран и организатором семинаров фотолюбителей Кургана и Шадринска, обладателем бронзовой медали ВДНХ...

А ведь это лишь верхушка айсберга, события, исключительной значимостью обеспечившие себе место в анналах истории. Но были же еще тысячи «рабочих» моментов, требовавших не меньшего духовного напряжения и постоянной готовности к открытию от мастера, попросту не умеющего щелкать затвором камеры вхолостую, без особой художнической надобности.

Очаровавшись однажды способностью фотографии останавливать мгновение, Бухров раз и навсегда прикипел к удивительному ремеслу. Опытный инженер, производственник, начинающий ученый, он быстро овладел техникой, технологией, проник в таинство химических процессов, постиг темы монтажа и компьютерной «правки». Но технические возможности фотоаппарата, год от года расширяющиеся и доступные сегодня любому малоучке, никогда не составляли для него главного чуда. Главным чудом по сей день остается авторский взгляд — острый, проницательный, угадывающий за привычной внешней оболочкой сокровенную суть явлений и предметов; светло преображающий мир, тем самым словно приближая его к первоначальному замыслу.

Драматург, режиссер, осветитель и даже звукооператор в одном лице, Бухров вынашивает каждый Бухров Виктор Александрович кадр, как мать младенца. Реальность служит источником информации, свет, тень, угол зрения — средствами, объектив — инструментом. Настоящая фотолаборатория находится не вне, а внутри художника, выбравшего профессией (мукой, счастьем, испытанием) ежедневнное служение искусству. Необходимое «оборудование» — отзывчивое сердце, глубокий интеллект, гражданская позиция и боль — о, это непременно!

Проходя через такие фильтры, индивидуальные впечатления превращаются в уникальные, притягательные, бесспорно, художественные произведения — портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые картины. А нажатие кнопки — лишь в незначительную техническую подробность, фиксацию уже свершившегося творческого акта.

У всякой серии, цикла, отдельного снимка — монохромного и цветного — своя биография, свой долгий Бухров Виктор Александрович путь к публике. Четыре года формировалась, например, выставка «Православное Зауралье». Шли поиски выразительной композиции, неожиданного ракурса и сюжета, но прежде всего — постижение веры, храмовой атмосферы, духовной крепости возрождающихся святынь.

Ему удавалось предощущать, в какой-то степени предопределять будущее.

В начале 80-х, без малейшего давления сверху, по велению души, мастер занялся «мальцевской» темой — и тут же в Краснодаре открылась международная выставка «Земля и люди», принесшая ему заслуженное лауреатство. Несколько ранее, навлекая на себя недовольство партийного руководства области, Бухров активно снимал еще непризнанного «доктора Илизарова» — работа завершилась к тому времени, когда Гавриил Абрамович получил наконец должную официальную оценку.Бухров Виктор Александрович

За более чем 35 лет профессиональных занятий фотографией у Виктора Александровича сложился ряд основополагающих принципов (заповедей), в которые, наравне с секретами мастерства, неустанно посвящается молодежь. Важнейший из них — личная ответственность. На суд аудитории выносятся только безусловно законченные вещи — эксперименты и «пробы пера» остаются в лаборатории. (А еще он терпеть не может что-либо тиражировать.) Второе правило — труд и жесточайший отбор. Третье — неразделимость задач художественных и этических. Курганцы, внимательно следящие за творчеством Бухрова, замечают, что любая взятая им тема, будь она сколь угодно проблемна, обычно находит оптимистическое, по крайней мере обнадеживающее, разрешение. По мнению автора, эстетизация зла, воспевание порока — от лукавого. Разговоры о свободе самовыражения— жалкое оправдание собственной ущербности или стремления к быстрому недорогому успеху.

Галина Бухарина. Использованы фрагменты фотоальбома «Мгновения жизни. Фотохудожники Зауралья».