на главную

Кофр

Апрель 2004
Курган

Александр АлпаткинАлександр Алпаткин

Член Союза фотохудожников России. Член Союза журналистов России. Лауреат городской премии «Признание». Удостоен звания «Лучший фотокорреспондент» УрФО в 2006 году.
 
Курган

Бухров Виктор АлександровичБухров Виктор Александрович

директор Курганского отделения Союза фотохудожников России, лауреат трех фестивалей самодеятельного творчества трудящихся 1977-1985 гг., лауреат премии «Комсомол Зауралья», бронзовая и две серебряные медали ВДНХ СССР (ныне ВВЦ России) «За достижение в Народном хозяйстве СССР», серебряная медаль Всемирной ассоциации фотохудожников, Голландия, лауреат гранта Президента России за 1996 год, лауреат премии губернатора области за 1997 год. Лауреат городской премии «Признание». Заслуженный работник Культуры РФ.
 

Художники, рисующие светом

При всей кажущейся простоте и демократичности искусство фотографии может достигать не меньших высот, чем живопись и скульптура. Люди осваивают фотографическую науку десятилетиями. Совсем недавно в Кургане с недельным интервалом открылись две очень интересные персональные фотовыставки — «Рефлексия» члена Союза фотохудожников РФ Виктора Бухрова и «Святая Русь» Александра Алпаткина.Несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте, оба талантливых фотохудожника смогли вызвать бурю эмоций у своих зрителей, в числе которых — и сотрудники нашего издания. Возникла идея сделать двойное интервью с мастерами, посвященное разным аспектам их увлекательного искусства. Гостей расспрашивают Олег Старцев и Елена Тельпиз.

— Как к человеку приходит мысль взять фотоаппарат, чтобы всерьез, а не для развлечения снимать окружающий его мир? Каким бывает побудительный мотив?

Виктор Бухров: — У каждого, я думаю, свой путь. Кода я пришел в фотографию, на дворе стояли шестидесятые. Как сейчас помню — в 1967 году у меня родилась дочь и мне подарили дальномерный фотоаппарат «Зоркий –4». В то время в Союзе был бум производства хороших общедоступных фотокамер: «ФЭДы», «Зоркие», «Любители», «Смены». У кого-то остались в загашниках фотоаппараты «Фотокор», «Москва», которые давали снимки 6x9. Вспыхнула волна интереса к фотографии — у каждого появилась возможность сделать снимок самостоятельно. Люди потянулись к фотографической химии, начали искать рецепты. Таинство получения снимка пробуждало желание заняться фотографией.

В то время не было такого изобилия внешней визуальной информации, как сейчас. Фотография была для людей своеобразным психологическим феноменом. Возможность пережить что-то заново через изображение привлекала множество людей.

— А с годами снимки становятся все более и более ценными.

Бухров: — Конечно. В этом глубинная сущность фотографии. Остановленное мгновение… И это действительно так! Снять с большой выдержкой мгновение невозможно — оно получится смазанным. Выдержка должна быть короткой. Переживая процесс контакта с миром, фотографирующий человек имеет возможности зафиксировать все эмоции в одном снимке. Прежде всего для себя. Разумеется, в фотографии остаются немногие. Только самые настырные и самые «тронутые» Господом Богом. Ведь фотография — это колоссальный труд, особенно во времена, когда не было еще фотосалонов и цифровой техники. Громадное количество энергии уходило на все это. Но так и шло постижение искусства фотографии. Сейчас природу фотоискусства не постичь — через эти технические процессы уже не пройдешь. Мне один человек сегодня сказал: «Зато теперь все можно сделать быстро». Но все, что быстро — оно, как правило, выхолощено.

Фото Виктора Бухрова

Фото Виктора Бухрова

— Время требует других скоростей. Двадцать первый век!

Бухров: — Я думаю, не в этом дело. Человек находится в плену у времени. Мы склонны к стереотипам и штампам. Мир легче воспринимать через модели. Любая серьезная работа требует от человека сопереживания, а это дано не каждому.

— Александр, а как состоялся твой приход в фотографию?

Алпаткин: — Очень просто: мне подарили фотоаппарат «Смена». Я его втихаря разобрал, посмотрел, что там такое внутри. В классе у нас было 30 человек, и двое из них — я и мой друг — почему-то решили заняться фотоделом. Нам показалось, что это интересное хобби. Ребята в классе наперебой просили их пофотографировать. Я обожал сам процесс: сидишь в темной комнате при красном свете, чувствуешь себя этаким магом. Немножко освоил технику и стал потихоньку развиваться. Все это было как хобби, но после школы я поступил в полиграфическое училище в Башкирии — единственное в Союзе, где было отделение фотографии. Люди учились со всей страны — от Прибалтики до Сахалина. Там я окончательно понял, что это — мое.

Фото Александра Алпаткина

Фото Александра Алпаткина

— Насколько я знаю, в СССР было очень мало учебных заведений, где готовили фотографов?

Бухров: — Да. Фотографии научить невозможно. Учили технике — как устроен фотоаппарат, как устроен объектив, что собой представляет фотохимическая эмульсия. Почему Саша Алпаткин водит машину и может починить практически все? Он хороший технарь. В фотографии на 80 процентов работают технари. С одной стороны, необходим момент оптимального сочетания в человек физика и лирика, а с другой — не надо забывать, что фотография все-таки технический способ.

 Фотографическая палитра, в отличие от палитры художника, гораздо тоньше и сложней. Она не зависит от толщины кисти и ширины мазка.

Фото Виктора Бухрова

Фото Виктора Бухрова

— Фотограф рисует светом...

Бухров: — Да. Он должен чувствовать свет. Должен уметь чисто интуитивно переложить цвет в монохромную гамму — раньше была доступна только черно-белая пленка. С помощью скупых средств должен уметь закладывать в свои работы энергетику.

Алпаткин: — Есть еще такая особенность. Когда традиционному художнику мешает стол — он его просто не нарисует. А если тебе нужно сделать кадр, ты вынужден учитывать очень много моментов. Если ты нажал на кнопку, то должен «попасть» по максимуму.

Фото Александра Алпаткина

Фото Александра Алпаткина

Бухров: — Из всего хода событий фотограф должен выхватывать самое сущностное — по его мнению. Это должно стать основой рассказа. Ведь фотография — это не то, что ты видишь, а то, что ты хочешь рассказать. Вот эта разница не сразу понимается людьми с фотоаппаратом. Чего греха таить, многие приходят в фотографию только зарабатывать деньги. Так было и в годы моей молодости. Для меня же фотография никогда не была средством обеспечения жизни. Мне это дело страшно интересно. Меня оно затягивает!
Настоящую фотографию можно либо подарить — либо она, по сути, бесценна. Повторить ее невозможно — эксклюзивная вещь! Конечно, все это стоит денег. И немалых.

— Но если фотографу в нашем небольшом городе нужно заработать на хлеб…

Алпаткин: —…он идет в детский сад: — Так, головку сюда, присели на стульчик!

Бухров: — Он склоняется к компромиссу. И многие сходят на нет. Начинают зарабатывать большие деньги — и спиваются. И при этом все называют себя фотохудожниками. Для них хорошая фотография — это чтобы было красиво и резко. Фотографов, похоже, в Кургане осталось только двое — Алпаткин и я. Остальные — фотохудожники.

— Умение фотографа — видеть то, чего не видят другие. А художник, как правило, творит не то, что он видит…

Бухров: — Дело не в этом. Фотография как произведение искусства — это очень условный жанр. Мне часто задают вопрос: вы снимаете то, что видите или сначала думаете, что должны снять, а потом ищете объект и фотографируете? У фотографа этот процесс — нераздельный. В процессе моего фотографического и жизненного опыта во мне накапливается огромное количество интереса, которое реализуется через фотографию. Поэтому, если я готов, я сниму тот самый удивительный момент, который никто никогда не видел — ведь я к нему готов! Способность чувствовать и передавать в фотографиях традиционную жизнь настолько философски, чтобы она несла в простых явлениях образный характер — отсюда искусство и начинается. Фотографом движет ощущение. Почему мы тратим при съемке так много пленки? Не потому, что мы транжиры. Если ты отснял в процессе съемки 50 кадров — это гарантия, что там что-то получилось. Ты вжился в ситуацию.

Фотография — это монументальное искусство. Но все динамичные искусства выросли именно из нее. Кинооператоров и режиссеров начинают учить с фотографии.

Фото Виктора Бухрова

Фото Виктора Бухрова

Алпаткин: — Сейчас есть возможность снимать на цифру и сразу видеть результат. Это, конечно, плюс. Съемка на пленку требует куда большей подготовки. Цифра часто развращает и расслабляет. Хотя периодика без цифровой техники обойтись уже не может…

Бухров: — Почему любители чаще всего начинают с пейзажей? Это же стационарный сюжет. Не надо напряженно ловить подходящий момент. Человеку показалось красиво, он и снял. Он считает себя художником. Он прав по-своему, но фотография гораздо глубже, гораздо сложней…

— По-моему, чаще начинают с портрета любимой девушки — или юноши.

Бухров: — Еще хорошо, если любимой. Фотографирующий испытывает определенные эмоции к этой девушке, видит в ней то, чего не видят другие. А это главное при съемке портретов. Почему один портрет удается, а другой нет? Здесь нет законов. Если ты способен человека почувствовать, все у тебя получится. Я серьезный портрет часто начинаю с обнаженной съемки. Тогда я начинаю человека чувствовать, видеть и могу сделать именно то, что хотелось бы. Все современные ухищрения, которые делают из человека стереотип, удобоваримый для глянцевых журналов — это абсурд. Время расставит все точки над i.

— Какой фотографический жанр вы считаете наивысшим фотографическим пилотажем? На мой субъективный взгляд, это эротика.

Бухров: — Любой жанр, где присутствует интересное личное высказывание. Эротика – это очень специфичный и сложный жанр.

Алпаткин: — Однажды мне пришло в голову такое сравнение — фотографы похожи на врачей. Но один из них стоматолог, другой терапевт…Чисто технически грамотный фотограф может сделать любую съемку, но что-то ему удается лучше, что-то хуже. Смотрю вот на некоторые фотографии и вздыхаю: эх, что же я никак с природой не могу совладать! Значит, это не мое.

Фото Александра Алпаткина

Фото Александра Алпаткина

— Я заметил, что хорошие фотографы очень критичны к себе. Из двадцати прекрасных - на вкус зрителя — кадров выбирают только один, остальные считают браком. А если последовать сравнению Александра, к каким врачебным специальностям вы бы себя отнесли?

Алпаткин: — Я терапевт. Он предупреждает болезнь, анализирует состояние человека. Я показываю, как люди себя ведут, как живут, какая ситуация в обществе, чтобы зрители на это посмотрели, и может, быть, изменили ситуацию к лучшему.

Бухров: — Я хирург. «Палач»-хирург. В этом отношении я человек бескомпромиссный. Хороший фотограф к тому же всегда психолог.

Алпаткин: — Как-то меня попросили снять портрет. Времени на подготовку было мало. Фотографируя, я, само собой, общаюсь с человеком. Съемка закончилась. Портрет понравился. Я, естественно, этим портретом ни на что не претендовал. И после съемки женщина мне говорит: «Вы разговаривали со мной, как врач с маленьким ребенком...»

— Наверное, это необходимо. У большинства людей включается некий защитный блок, когда они видят нацеленный на них объектив. Нужно их слегка убаюкать.

Бухров: — Человек при виде камеры сразу сковывается. Люди ведь живут стереотипами. Обычный человек перед камерой начинает из себя что-то изображать. Но профессионально изображать может только хороший актер. С другой стороны, чем глубже человек, тем он естественней!

Фото Виктора Бухрова

Фото Виктора Бухрова

— Интересный вопрос — что же такое фотогеничность? Почему некрасивый вроде бы человек всегда отлично получается на пленке, даже врасплох, а девушка, которую все вокруг считают красавицей — нет? Моя давняя знакомая, хороший фотограф-любитель, считает, что фотогеничность — это сексуальность. Фотогеничны, по ее мнению, лишь сексуальные люди. Теория интересная, но под нее не попадают дети и глубокие старики.

Бухров: — Мне непонятна эта современная терминология. К искусству она не имеет отношения. На мой взгляд, фотогеничность в ее традиционном понимании — это соответствие человека определенным визуальным стереотипам.

— Рекламное фото. Что вы думаете об этом популярном жанре?

Бухров: — Это совершенно особая сфера. Здесь задействовано огромное количество людей и денег. Это настоящая индустрия, как кинематограф, и функция фотографа там подчас — правильно проэкспонировать пленку. И все! Хотя и здесь можно встретить немало интересного.

Качественная рекламная съемка — это настолько специализированная профессиональная сфера, работать в которой могут себе позволить только серьезные рекламные агентства. Можно, конечно, делать это и малыми средствами. Фотограф может идти путем концентрации уникальных с точки зрения сюжета идей. Но все-таки рекламное фото — это скорее коллективный труд. Когда каждый отвечает за свой фронт работы: фотограф делает свое дело, визажист свое, стилист — свое… Сравним это с постройкой самолета. Наверное, один человек тоже может сделать самолет — но далеко он на таком агрегате не улетит. А большой коллектив делает самую совершенную, лучшую в мире авиатехнику.

Алпаткин: — Этот вид фотографии развился до такой степени, что проходят международные выставки рекламных фотографий, создана Московская гильдия рекламных фотографов. Люди профессионально и со вкусом зарабатывают деньги.

— Можно ли научить курганского рекламодателя несколько иному подходу к фотографии в рекламе?

Бухров: — Наверное, можно. Если рекламодатель будет тратить всю свою энергию и время на результат, чтобы оправдать свои финансовые вложения — он много достигнет. Тут важна мотивация. Рекламодатель должен точно знать, чего он хочет. Не должно быть такого — пойди туда, не знаю куда и принеси мне то, не знаю что…

Конечно, в рекламной фотографии остро необходимы таланты. Хороший снимок формирует интеллект и новое видение мира зрителем. Но если на фото лишь улыбки до ушей и блестящие зубы – реклама превращается в антирекламу!

— Хотелось бы поговорить о ваших последних выставках.

Алпаткин: — Можно я скажу про Виктора Александровича? Он делал выставку «Рефлексия» параллельно с освоением «Фотошопа». Не больше и не меньше.

— На мой взгляд, эти снимки были хороши и в монохроме, и теперь, после тонировки на компьютере. Всяко лыко в строку.

Бухров: — Я просто осовременил свои фотографии. Я ничего там не изменил. Цвет, на мой взгляд — лишь дополнительный аккорд. Зритель сейчас привык к цветному калейдоскопу. Компьютер просто должен делать то, чего раньше мы добивались при помощи химии.

Фото Виктора Бухрова

Фото Виктора Бухрова

— Но «Фотошоп», который сейчас используют все, вносит элемент вторичности…

Бухров: — Дело в том, что эта программа создана на основе практического фотографического опыта. Это не выдумка случайных людей. «Фотошоп» создан для того, чтобы практический опыт визуальной реализации идей был упрощен. С другой стороны, у меня есть снимки, сделанные методом трехкратной экспозиции с предварительным проявлением — никакой «Фотошоп» такого не сделает.

— А что скажет Александр о собственной выставке на духовную тематику?

Алпаткин: — Библиотека имени Югова довольно давно предложила мне устроить у них выставку. Запланировали ее на весну. Время пришло. Меня стали теребить. Я понял, что для меня единственный стимул — палка с острым концом, который бы меня кто-то активно тыкал. Сам я себя заставить не могу. Тему предложила библиотека, а материал у меня был.

Бухров: — Меня в этой выставке подкупает высокий репортерский профессионализм Саши. Он грамотно снимает, у него колоссальный практический опыт. Сейчас он — готовый мастер. Перед ним сейчас стоят более сложные задачи — сделать фотографию образом. Саша — настоящий труженик. Пахарь! Я иногда поражаюсь, откуда он берет энергию.

— Что для тебя религия?

Алпаткин: — Честно? Это работа. Я профессионал. Сам я крещеный, православный человек. Если люди нашли выставку удачной — значит, не зря я бегал, не зря мерз в морозы и мок под дождем.

Олег Старцев и Елена Тельпиз. Это интервью мы перепечатыаем с любезного разрешения редактора журнала «Шерами» Елены Тельпиз из шестого апрельского номера.

Фототехник, profoto.