на главную

Кофр

Сентябрь 2004
Курган

Альбом «Фотохудожники Зауралья»

Увидел свет альбом «Мгновения жизни. Фотохудожники Зауралья», отпечатанный на бумаге 200 грамм на квадратный метр и тиражом 300 экземпляров. Дизайн альбома произведен фирмой «Курган дизайн».
 

Мир человека с фотоаппаратом
(фрагменты вступительной статьи)

... этот альбом у тебя в руках, дорогой читатель и зритель. Но прежде чем, говорить о нем нам бы хотелось коротко вспомнить, как начиналось активное увлечение творческой фотографией, время, когда она становилась средством познания и искусством.

В толковом словаре слово «фотография» объясняется многословно и длинно. Мы же скажем просто – фотография – это моментальный снимок одной секунды жизни человека, того или иного события, миг видения заката солнца или рождения вечерней зорьки… Миллионы людей фотографируют, но только сотни из них смотрят на все это через объектив фотоаппаратов, цифровых камер по особому. Потому что сами эти люди особые, творческие и видят мир, окружающий их, по своему.

История фотолюбительства у нас насчитывает около пятидесяти лет. До конца 60-х годов прошлого века наиболее значимый вклад в зауральскую фотографию вносили фотокорреспонденты газет. Снимок в газете и на ТВ был наглядной иллюстрацией к тексту, иногда становился самодостаточной информацией о человеке, событии. И уж если говорить о самых или одних из самых первых фотокорреспондентах в Зауралье, то нельзя не вспомнить Николая Николаевича Самойлова. Он начинал еще в 30-х годах, прошел дорогами Великой Отечественной, вернулся домой с самым дорогим для него «трофеем» — фотоаппаратом «Лейка» и с ним побывал по заданию редакции во многих селах и городах Зауралья. Добрую память о себе оставил еще один фронтовик Сергей Иванович Юдин, ставший впоследствии собственным корреспондентом ТАСС (телеграфное агентство Советского Союза) по Уралу и Сибири. Мы не очень погрешим против истины, если рядом с этими именами поставим имена Виктора Кирилловича Ананьева (тоже ТАССовца), Григория Степановича Леонтьева, Бориса Николаевича Карсонова, Ивана Николаевича Корниенко, Владимира Александровича Крындысарука, Леонида Ивановича Шарова…

По тридцать или чуть меньше лет работали фотокорами Владимир Тимофеевич Иванов, Леонид Семенович Борцов, Владимир Савватеевич Устюжанин, Александр Ильич Кунгуров…

Нам кажется, именно из фотожурналистов с течением времени, накоплением опыта и рождаются настоящие, высококлассные фотомастера. В 1963 году появился первый в Кургане фотоклуб. Государство целенаправленно поддерживало и было заинтересовано в развитии творческой самодеятельности, так как забота о культурном и духовном росте советского человека вписывалась в идеологические задачи. Как вспоминает руководитель первого состава фотоклуба Леонид Лосинский, на организационное собрание пришло столько народа, что актовый зал обкома ВЛКСМ не смог вместить всех желающих. Этим годам вообще был характерен своеобразный «взрыв» фотолюбительского движения в стране, так как был объективно обусловлен появлением в продаже недорогих отечественных фотоаппаратов различных марок («Смена», «Любитель», «ФЭД», «Зоркий» и других). Но, чтобы фотоаппарат стал послушным инструментом в творчестве, фотолюбитель «обречен» был на нелегкий, захватывающе интересный путь.

Как проникновенно сказал известный писатель Юрий Олеша: «Человек, занимающийся фотографией, — и оптик, и геометр, и химик, и художник. Но главное: он приглядывается к миру и … любит его еще больше».

Вот фамилии первых энтузиастов: Аркадий Акатьев, Юрий Артемин, Василий Бабушкин, Владимир Бойков, Виктор Кочебаев, Владимир Кухаркин, Юрий Кущев, Леонид Лосинский, Владимир Новгородов, Валентин Тверитин, Анатолий Удачин, Сергей Юдин, фотокорреспонденты местных газет Леонид Леонтьев, Владимир Устюжанин, Александр Рыжков, Александр Кунгуров, Михаил Груздов.

Конечно, событием в жизни коллектива были выставки – своеобразный отчет о проделанной работе, наглядное подведение итогов для каждого ее участника. На них, как правило, собиралось много народа. Было шумно: бурно обсуждались фотографии, шел обмен опытом, накопленной информацией. Каждое такое мероприятие давало рост рядов людей, активно занимающихся фотографией.

Необычные, интересные снимки, на стендах сказывались и на качестве газетных иллюстраций. Большое влияние оказывали работы таких мастеров фотоискусства, как уже упоминавшийся Сергей Иванович Юдин. Воздействие талантливой профессиональной фотографии на мировоззрение фотолюбителей было существенно, так как в основном их контингент состоял из представителей самых разных профессий. Это и рабочие, и инженеры, и студенты, и представители интеллигенции …

Главным событием 70-х годов явился первый фестиваль самодеятельного творчества трудящихся. Прошли обязательные выставочные мероприятия, широко оповещена через СМИ общественность. К этому времени в вузах города уже функционировали факультеты общественных профессий (ФОПы), где фотоотделения располагали площадями для проведения занятий и специализированных лабораторий, и соответствующей материально-технической базой. Так в Курганском машиностроительном институте (КМИ) появилась творческая группа – довольно сильный коллектив увлеченных фотографией студентов под названием «Панорама». На базе этого коллектива уже с 1973 года работал пресс-центр КМИ. Студенты оттачивали свое фотографическое мастерство, обслуживая важные мероприятия, проходившие в городе. За час-полтора создавались оперативные стенды с репортажными фотографиями на комсомольских и партийных конференциях, делались рекламные и выставочные материалы о жизни института, профессиях, выпускались информационные каталоги и т.п. Работа и творчество членов фотостудии «Панорама» поощрялась и отмечалась грамотами, дипломами, призами на всех фотовыставках городского и областного масштаба. Закономерным стало их участие и в первом Всесоюзном фестивале: пять работ этой студии экспонировались на заключительной выставке в Москве. Лауреатами стали студент III курса Александр Лазаревич и руководитель «Панорамы» Виктор Бухров — сотрудник института. Дипломом отмечена работа Александра Розенберга, тоже выпускника КМИ. Фотохудожник Валентин Тверитин со своими лошадками (работа называлась «Нежность») участвовал в заключительной Всесоюзной выставке на ВДНХ «Слава Великому Октябрю» в 1977 году.

После фестиваля творчество несколько изменило характер фотографического освещения. Если раньше преобладала интуитивная фотография, то в 80-е годы важными становятся содержательность и более осмысленное восприятие действительности, умение создавать выставочные фотографии — ремесленная сторона искусства. Формы деятельности становятся шире. Появились новые знакомства и связи с фотолюбителями из других городов, установились межклубные контакты, конкурсы и участие в творческих обменах — «Орбитах», международных салонах. Фотолюбители объединяются для всевозможных творческих поездок, семинаров и т.п. Работа становится напряженнее и случайные в фотографии люди быстро «сходили с дистанции». Тем, кто служил фотографии бескомпромиссно, для реализации творческого потенциала требовались новые лидеры. Так в начале 80-х годов на базе прежнего клуба и выпускников фотообъединений ФОПов был воссоздан на базе Межсоюзного Дома самодеятельного творчества (МДСТ) фотоклуб «Современник» под руководством Виктора Бухрова (к тому времени имевшего достаточный авторитет среди фотолюбителей и являвшегося членом Всероссийского фотоклуба «КАДР», участником и призером нескольких престижных выставок и конкурсов). В «Современник» всем составом вошел работоспособный коллектив фотолюбителей города Шадринска. Участие «Современника» в работе Всероссийского клуба сделало его коллектив известным в стране. Через Курган проходили клубные коллекции городов Саратова, Рязани, Москвы, Нижнего Новгорода, Петрозаводска, Челябинска, Казани, Чебоксар и других. Коллекция «Современника» в 1982 году была признана лучшей во Всесоюзном конкурсе, объявленном журналом «Советское фото». В 1983 году при поддержке обкома ВЛКСМ силами Курганского областного фотоклуба была с успехом проведена межклубная выставка «Мир планете», на которую поступило более 500 работ из многих городов страны. В выпущенной издательством «Планета» (Москва, 1990 год) книге «Фототворчество России» к 150-летию фотографии об этом событии написано следующее: «… Впервые в областном городе столь широко были представлены возможности современного фотоискусства, продемонстрированы достижения фотоклубов страны. Выставки такого плана уже не были редкостью в России, многие клубы брались за их подготовку. Однако выставка в Кургане выгодно отличалась от ей подобных не только уровнем любительской фотографии, но и, что особенно важно, целостностью экспозиционного решения, тщательной продуманностью своего оформления, ярко выраженной авторской позицией …». Экспозиция была отмечена специальным дипломом и показана на Всесоюзном семинаре в городе Октябрьске. И закономерно, что работа клуба «Современник» в 1984 году заслуженно была отмечена присуждением звания «Народной фотостудии».

С 1984 года активно работала, организованная Виктором Михайловым в ДКМ, фотостудия «Форма», участники которой впоследствии становились дипломантами и лауреатами престижных выставок.

В 1985 году началась перестройка и жизнь «Современника» закончилась в 1986 году. Сменилось руководство, клуб стал никому не нужен, и все, кто связал свою дальнейшую жизнь с фотографией, пошел своей самостоятельной дорогой. Назовем лишь некоторые имена из того «легендарного» состава: Виктор Михайлов, Николай Ушаков, Леонид Архипов, Ольга Аборенова, Леонид Борцов, Владимир Ролов, Олег Титов, Владимир Тронин, Владимир Усков, Андрей Марков, Марина Потанина, Юрий Галядкин, Александр Лазаревич, Юрий Мартьянов, Николай Самарин, Владимир Фисун, Альберт Раевский, Донат Попов, Владимир Липихин, Борис Росляков, Юрий Лесных, Виктор Воробьев и другие.

К сожалению, сейчас отсутствуют какие-то бы ни было организованные формы, объединяющие фотолюбителей и фотомастеров. Но высокотворческие люди есть! Это показала подготовка настоящего альбома. Его авторы — составители ставили своей целью показать возможно большее количество тех, кто остается верен своему увлечению, своему творчеству. На страницах альбома вы, дорогие зауральцы, увидите снимки разного уровня, разных по возрасту авторов, вкусов, степени мастерства… Но, как нам представляется, альбом дает достаточное представление о том, что у нас в Зауралье фотография была, есть и будет!

В фотоальбоме представлены авторы:

  1. Аборенова Ольга
    Алексеев Руслан
    Алпаткин Александр
    Антропов Алексей
    Артамонов Анатолий
    Артемин Юрий
    Архипов Леонид
    Барышев Андрей
    Борцов Леонид
    Бусыгин Борис
    Бухров Виктор
    Вилков Виталий
    Волынкин Вячеслав
    Гасюк Чеслав
    Голубцов Алексей
    Дубинкин Валерий
    Жук Сергей
    Задорина Галина
    Зайцев Олег
    Зуева Мария
    Кириченко Иван
    Ковязин Борис
    Константинов Владимир
    Кравцова Вера
    Кузнецов Анатолий
    Кукшинов Вадим
    Кулябин Олег
    Кунгуров Александр
    Кычев Владимир
    Меркулов Игорь
    Михайлов Виктор
    Наговицина Анна
    Паршуков Геннадий
    Пономарев Николай
    Портнягин Николай
    Прожога Юрий
    Пушилин Николай
    Розенберг Александр
    Рыжков Александр
    Севостьянова Кристина
    Сеначин Юрий
    Сураев Сергей
    Суханов Сергей
    Татаринов Михаил
    Тверитин Валентин
    Титов Олег
    Удачин Анатолий
    Устюжанин Владимир
    Ушаков Николай
    Швецов Юрий
    Шимолин Алексей
    Щетинина Надежда
    Яковлев Алексей

 

Фото: Алпаткин Александр

Виктор Бухров. Виталий Есетов. Фото: Алпаткин Александр

самая народная фотостудия на Колхозной