на главную

О звуках

декабрь 2003
Курган

Александр Гаврилов

 

Два дня мира и музыки в Екатеринбурге

День первый
«Вот такой вот unplugged, как мы слушали unplugged»

О предстоящих концертах Умки и Бро я слышал еще месяца за два. И уже тогда завел фоновый будильник на 12-е число, что в месяце, именуемом десембер. Ибо последний раз слышал Умку вживую на Сирине-2002 (этому предшествовало ее выступление за два дня в Екатеринбурге в ДК Гагарина, но о Гагарине позже), а те воспоминания не могли не радовать.

Итак, собрав бодрость в кулак, и оседлав электричку, прибыли мы в славный (да-да!) город Ебург. Подошло и время сейшна. Умка должна выступать, что называется «без Б.». Без Броневичка. Но все-таки не одна. Подходя к зданию Молодежного Центра Поэзии, заметили: что-то малолюдно на улице у входа. Так оно и есть: в зале ступить было некуда. (Организатор Пол  Г. Морозов сказал: «С местом — каюк!»)

Однако тут возникла Умка. Вовремя во всех смыслах. Стало очевидно, что поместятся все, находившиеся в театре, а иначе и быть не могло — без этого концерт не мог состояться. «Оставьте мне воооот столько места! Народ, прессуйтесь, вжимайтесь друг в друга!». И места действительно оказалось достаточно, ведь на то была Умкина воля. (К сожалению тех, кто пришел на концерт чуть припоздав, зал вместить уже не смог. Даже всеми стараниями Ани — пространство и так уже было достаточно раздвинуто и растянуто). Такое хрупкое отношение к слушателю/зрителю уникально, и участники сейшна в долгу не остаются, охотно даря Ане свой позитив и возвращая ей в улыбке ее же собственный вайбрейшн. И вот зал заполнен. Умка сидит на стульчике в плотном и дружеском окружении, гитара расчехлена и настроена.

Воздев вверх руку, дождавшись когда гул в театре смолкнет, Умка начинает: «Я ничья». Пронзительный яркий голос слышен в каждом уголке большой уютной комнаты. Концерт явился нам во всей своей квартирности (такая добрая традиция уже почти забылась), неприкрытости, неискаженности электронными легкими микрофона. Настоящий unplugged. Ведь если зрить в корень слова, оно означает -«неподключенный» (в контексте — к звуковой аппаратуре). А этот жест — десница вверх: чем не «статуя свободы с окровавленным мороженым в руке»? (А когда полтора года назад Умка выступала в этом же театре — она начала с Камикадзе — да, первая песня должна быть мощной и энергетичной. А Умка умеет ТАК петь и подавать песни).

Затем было несколько старых песен (времен 86-го года) («Господа пункера» и что-то еще), а потом Умка попросила разрешения спеть несколько новых песен. Песни были закономерно хороши! Мне особенно запомнились «Готовый ко всему» — экзистенциальная баллада, посвященная художнику Роме Фурману, «Стрекоза» — о, этот пантеон инсектолога-реинкарнатора и растворение в природе!; песня про нумерологию, оканчивающуюся мертвой цифрой 8 — нет, конечно, смысла объяснять, почему именно ею. Затем была спета «Эсхатология», «Душа моя, прощай!»... впрочем, вряд ли я сумею восстановить всю последовательность песен, так что сразу здесь и сейчас откажусь от этой затеи. Новые (по сути электрические) песни «Обком закрыт (Все ушли на фронт)» и «Промокашка» были сыграны с не меньшим драйвом в акустике. Говоря о «Промокашке», Умка поделилась, что для нее записала аж 9 голосов и поведала историю песни, родившуюся от приснившихся ей строчек на языке Шекспира и Уальда (не совсем грамматически правильных — но на то уж и сон, что как и синица — в руку).

I was thinking I can change a world today
Thinking to make it better
I was thinking I can change a world today
But the world just doesn’t matter

Thinking provocation...

Далее рефрен «Thinking provocation» («Стимул к раздумью») перерос в «Просто промокашка». Такие вот омонимы.

Да, было сказано, что Умка-то оказалась не одна. А другим участником сейшна стал Боря Плотников, «губной гармонист», человек добродушный и колоритный, 2-й и 35-й одновременно, к тому же один из организаторов мероприятия. Внести свою лепту в каждую песню он не пытался, хоть и был отлично подкован — увешен патронташем harp-ов, а когда Аня просила подыграть, с удовольствием это делал, за что ему отдельное спасибо.

«Дети Цветов» была спета в речитативной манере а-ля Боб Дилан. («Да, обобдиланила песню», — призналась потом Умка...) Собственно, корни этой известной песни следует искать, по-моему, в «Like A Rolling Stone». А прошлый-то, прошлый раз в этом же зале Умка была с Борей, и на вопрос «Разве мы дети цветов?» Боря мягко отвечал — «Нет!..».

Была попрошена и принята на ура «Гомосексуалист», хотя представителей этой конфессии в зале не наблюдалось — молодые люди сидели, обняв своих девушек, разве что девушки еще обнимали других девушек (но это наверное от недостаточного внимания со стороны мужской части). Умка пошутила, что при исполнении этой песни старается никому не смотреть в глаза. Шутка была оценена по достоинству. А до того один гордый поклонник творчества К. Панфилова из зала вдруг заявил, что вот Кинчев — и тот слова забывает, на что Умка ответила, что Кинчев пьет, потому и забывает, а она — нет. Когда же в «Гомосексуалисте» У. запела «Ла-ла-ла-ла ла-ла...», он с радостью попытался поддеть -«ага, забыла», на что Умка (совершенно не прерывая песни) парировала: «Это проигрыш, дурак!» И это ни сколько не прозвучало оскорбительно. И все засмеялись. И захлопали в ладоши.

Были спеты и самая тихая песня «Никому не принадлежишь», и мистическая «Я знаю, где живет Сид Барретт», беззаботная «Калифорния», «Проблема смешного» с цитатой из Бродского, и про воробья «Трепеща и одиноко», заводная «Кто дружит с музыкантами» — Фрэнк Заппа поддержал бы, полная самоиронии «Только лучше», и очень финальные «Прощайте» и «Здесь и сейчас».

Вообще, надо сказать, что план программы на концертах Умки отсутствует как определение. Во все вносится элемент непредсказуемости и игры. По чьим угодно правилам. Если хочешь — по твоим. И большую часть песен Аня пела по просьбам присутствующих в зале: все, кто хотел, поначалу выкрикивали песни, а потом стали отправлять записки. Жаль только, что времени выполнить все заявки не хватило. И некоторые сугубо электрические песни тоже не было возможности исполнить. Ну да ничего.

А в качестве коды была «Уважаемые пассажиры». Все поднялись с мест, с полу, вобщем встали, как и подобает при прослушивании гимна. И много хлопали, улыбались и смеялись. А потом покупали диски и общались с Умкой. Отбоя от желающих не было. Пришлось организатору волевым решением поставить точку над i и не только над нею и тем завершить вечер. Все остались очень довольны.

P.S. Очень жаль, что Умка не спела мою любимую грейтфулдедовскую «Ripple». Ну да ладно, дай Бог, еще свидимся. Зато я ее дома послушал. На последнем диске У. и Бро Unplugged. Раз десять, не меньше.

Хостинг от uCoz