на главную

О звуках

ноябрь 2003
Курган

Александр Гаврилов

 

Тиранозавр Рекс — волшебный зверь

Краткий обзор ранних болановских альбомов

I come from a time where the burning of trees was a crime,
I lived by a sea where to be was a thing of true joy,
My people were fair and had sky in their hair,
But now they’re content to wear stars on their brows.
«Frowning Atahuallpa (My Inca Love)»

My People Were Fair And Had Sky In Their Hair But Now They?re Content to Wear Stars On Their Brows, 1968

«My People Were Fair...» явился первым официальным релизом для Марка и его творения — Тиранозавра Рекса. Эта музыка, целиком пронизанная общественными и духовными настроениями, идеалами движения хиппи, с высоты сегодняшнего гораздо более циничного времени кажется устаревшим и нелепым виденьем, где мировая любовь, сплоченность, фантастические персонажи сопутствуют слушателю в его зачарованном путешествии. Широкое распространение ЛСД помогало публике улучшить восприятие этих видений и представлений, однако живое воображение самого Марка не нуждалось в подобных стимуляциях — таким уж мощным энергетическим и мистическим мироощущением обладал он. Песни Марка чисты и восхитительны, по-детски невинны и жизнеутверждающи, о! как они изменятся потом!

Во всех песнях присутствуют воображаемые события, персонажи, образы и настроения, во многом навеянные толкиеновскими Хоббитом и Властелином Колец, неотъемлимым чтивом любого уважающего себя хиппи. Красота альбома в магии и чистоте песен. Они не претендуют на награды за качество музыки, здесь в основе всего — магия, и Болан цепляет нас своей эльфийской гитарой и неподражаемым голосом. Альбом не для тех, кто ценит в музыке мелодию, ясность и понятность, но определенно для тех, кто видит вокруг всё иначе.

Особливо для фэнов Болана и полей в летний зной.

И еще вот какая честь — он носит звание альбома с самым длинным названием в истории музыки.

Prophets, Seers, and Sages The Angels Of The Ages, 1968

«Prophets, Seers, and Sages», второй альбом Тиранозавра практически идентичен по звучанию с первым альбомом. И также полон мистицизма, фэнтэзи, пронзительности и энергии. И весьма весел. Вместе с экстраординальной ‘Debora?, вещью, ставшей уже классической, тут еще много всего заплетено — ’Salamanda Palaganda’, ’Eastern Spell’ и ’Stacey Grove’. Ну а если на вас будут косо смотреть, когда застанут за прослушиванием этих опусов, пускай комментируют и дивятся. Это магический альбом и он уникален в мире музыки.

Unicorn, 1969 

Это лучший альбом Марка — по воображению и изложению. Третий по счету альбом Tyrannosaurus Rex и, увы, последний альбом с участием Стива Перегрина Тука. Это изысканное, очаровательное и прекрасное путешествие по волнам хипповых умонастроений, концепций Марка, да и духа времени. Песни гораздо более мелодичные и вдумчивые, нежели чем в предыдущих альбомах, если быть точным, он содержит 17 песен. Это серьезная работа, которая выдерживает все оценки и при ближайшем рассмотрении.

Названия песен ’Chariots of Silk’ (Колесницы Шелка), ’The Throat of Winter’ (Вихрь Зимы), ’Stones for Avalon’ (Камни для Авалона), ’Evenings of Damask’ (Вечера Дамаска) мгновенно переносят вас к фантастическим сценам и чудесам, которые творит Марк с помощью своего «блеющего» ’Larry-the-Lamb’ голоса и акустической гитары. Вы ощутите приверженность Марка сказкам несмотря на его растущее желание удариться в шоу-бизнес, и надо отдать ему должное, он до времени сдерживал этот порыв. Однако как раз с выходом Unicorn, прорвавшегося в чарты, Марк понял, что ему следует изменить направление и подход к музыке, раз уж он хотел воплотить в жизнь свою мечту стать звездой, о которой всегда говорил.

Unicorn обозначил завершение многих вещей для Марка, во многом — конец сказочности, именно после него он сделал шаг в электричество и выпустил Beard of Stars.

Beard of Stars, 1970

Если Unicorn означал конец многого для Марка, то Beard of Stars в свою очередь обозначил новые начала и возможности. Новые возможности для Марка заключались в переходе к электрическому звучанию и в появлении Мики Финна, заменившего Стива Перегрина Тука на его боевом посту; последний был выгнан Марком из группы после изнуряющего американского турне, в течение которого диета Тука состояла преимущественно из кислоты и других галлюциногенов.

Финн был вдохновляющим выбором, и Beard of Stars показал, как хороши оба музыканта в паре и как вместе могут творить нечто уникальное; альбом вышел изящным и в то же время более жестким, он выдерживает испытание временем. С самого начала альбома мягкий звон кимвалов завораживает и оставляет в ощущении волшебности до конца. Манера игры Болана в электричестве заставляет временами ощутить себя оставленным в старой доброй Англии 70-х и придает всем композициям оттенок беззаботности, искренности и теплоты.

«Борода Звезд» была всего лишь началом электрического путешествия Марка. Здесь были взлеты и падения, более ощутимые, нежели мы можем себе представить; но никогда Марк не звучал так чувственно энергетично и трогательно как на вступлении в ’A Day Laye’. Кроме того, там присутствует насыщенная взбудораженной гитарой и притягательным великолепием ’Elemental Child’ — бесспорное подтверждение тому, что Клэптон был для Болана хорошим учителем.

T-Rex, 1970 

Будущее лежало перед ними. Мир ожидал прихода новой рок- и поп-мессии. Ботинки нового тин-идола ждали прихода своего хозяина, и Болан понял, что они ему весьма впору.

Итак, в 1970 Марк вывел дуэт на электрические рельсы. Дилан сделал это четырьмя годами раньше, и Марк чувствовал, что ему это тоже под силу. Плодом такого перехода явился альбом, носящий сокращенное название группы — T-Rex — альбом волшебный и чарующий, с множеством тем и персонажей, содержащий гамму оттенков: от песен о любви до агрессивной энергетики, рождения цивилизаций, духов и волшебников из страны чудес. Хотите послушать Болана, играющего со всей присущей ему энергией, граничащей с безумием — это «Wizard», несколькими выходившая годами раньше как сингл, но не принесшая ему ни известности, ни успеха. Теперь — другое дело.

Альбом очаровывает своей простотой, колдовским голосом Болана, мягким и вкрадчивым звучанием гитары. Песни утонченные и обманчиво простые, музыка в одну минуту меняется, создавая драматический эффект. Слова — бесспорно поэзия в высшей форме и сам альбом солнечным сплетением времен западает в душу. Что тут поделать?

Много раз я в свое время проходил мимо этого диска, имя Болана было у меня на слуху, но я тогда не сделал первый шаг. В итоге знакомство состоялось гораздо позже, чем могло бы состояться. Так что вы при случае не упустите свой шанс. И ни о чем не пожалеете!

 

Хостинг от uCoz