О Звуках | Октябрь 2007 |
|
Курган |
Слава ХристианиЖивет и работает в Кургане. Промышляет рекламой и дизайном. Искусствовед, историк, лингвист. Фамилия редкая. |
Лето прошло, пора писать отчет Кто в лес, кто по грибы. Кто под пальмами отслеживал траекторию падения кокоса на его больную голову. Я же хочу поделиться с потенциальным читателем сего опуса несколько отличными впечатлениями. А только лишь и именно о Волшебном и не менее же Таинственном «путешествии» нашем в обе столицы с целью посещения неких музыкальных действ, волею Господней имевших состояться там этим летом. Итак
1-е лирическое отступление, претендующее на роль пролога и эпиграфа «в одном флаконе».
В «не-помню-сейчас-котором» году, когда «вихри враждебные» веяли над моей страной, гордо именовавшейся Союзом Советских (и т.д.) Республик, некий юноша (назовем его условно Савелием) был как-то раз отправлен в очередную рабочую командировку со своего сугубо серьезного Челябинского Мультипликационного Завода в наш родной Курган. Будучи человеком легким на подъем, Савелий закинул за плечи свой видавший виды туристический рюкзачок, в каковом рюкзачке (заслуженно ценимом много ездящим и путешествующим людом) хранилась у него, помимо штатной вареной курицы и томика Ремарка, еще и парочка неких таинственных предметов, называемых сведущими аборигенами «пластами», а то и просто «дисками». Надо сказать, что Савелий езживал по делам службы в разные отдаленные и не очень города и веси нашей огромной, многонациональной Родины довольно часто, отчего имел возможность посещать в этих самых «весях» места, где продавались, менялись, давались в аренду и т.п. вышеозначенные «предметы культа». («Культ» действительно существовал, вот не соврать мне с этого места А иначе как было назвать то, что происходило в наших юных головах во время, когда мы воспринимали содержимое этих самых пресловутых предметов, цели многочисленных охотничьих экспедиций райкомов комсомола и партии вкупе с милицией ) Ладно, хватит загадок и иносказаний вез Савелий друзьям своим в Курган несколько «грампластинок» (бытовало и такое научное определение, ха-ха)) уже широко известной тогда во всем мире английской рок-группы The Rolling Stones. Он, Савелий, вообще был большим любителем и знатоком по части рок-музыки, а в силу (см. выше) «бродячей» специфики своей работы (уж очень востребованы были «мультипликаторы» в те годы, особенно в нашем Уральском регионе) просто таки снабжал многочисленных друзей своих новинками тогдашнего не слишком развитого у нас музыкального рынка. Такие дела. Так вот, приехавши в Курган, устроился наш Савелий на постой у своей родни, как и всегда И рос в семье этой курганской родни некий мальчик, уже водрузивший на «алтарь» прикроватной тумбочки своей в качестве «предмета поклонения» старенький отцовский магнитофон «Гинтарас» производства некоей замечательной литовской фирмы (уж и не помню теперь названия). Ящик тяжеленный, металла там одного было немалое количество, еще монофонический Но каким неземным изумрудным светом лучился в полутьме его индикатор уровня записи, как божественно пахли новые (да и старые тоже!) катушки с магнитной лентой Какой это был ритуал! запись очередной, через десятерых приятелей найденной, «запиленной» до безобразия пластинки каких-нибудь Slade или Bay City Rollers! Шнуры, тщательно перепаиваемые и бережно хранимые, жуткие эти картонные коробки, с любовью оклеиваемые страшненькими фото и надписываемые фломастерами все вручную, эй, компьютеро-сканеро-принтерное племя Нового времени, как вам подобные изыски? Не втрое ли дороже тебе то, что ты сделал собственными руками, не гораздо лучше ли знаешь ты о том, что пропустил сквозь сердце ?
Отвлеклись? Возможно Никак не получается вспоминать эти нехитрые ритуалы нашего детства безэмоционально, в отрыве от чувств и переживаний ох, каких переживаний! Представляете, тащил тяжеленный ящик магнитофона к другу через полгорода, не выполнил уроков к завтрашнему дню, сидели за полночь с приятелем в его комнатушке, постоянно слабо огрызаясь на нотации родителей о необходимости чего-то там соблюдать и чему-то следовать, записали (ура!) на пару часов взятую неизвестно у кого пластинку любимой группы и о, ужас!.. Лишь дома обнаруживаешь, что вся запись по неизвестным тебе причинам безнадежно испорчена! Музыка доносится будто из-под воды, например. С головкой там воспроизводящей что-то не то Или шнур, с «вертаком» соединявший, оказался бракованным Короче расстройство надолго, что там проблемы в школе или неприятная беседа с отцом о том, что «не стоит-де так поздно гулять» etc. Но все-таки мы побеждали эти неблагоприятные обстоятельства, чего уж
Вот и в этот раз давний знакомец, дальний родственник Савелий (да что там, просто Сава!) привез обалдеть! аж целых два диска «роллингов». Вечер обещает быть чудесным приглашаются друзья, естественно, со «своей аппаратурой» Даешь запись и последующее тиражирование «мастер-копий» (слова такого еще не было, это уже порождение «видео-80-х»). Кстати, даже не с целью наживы, хотя случалось и продавать записанные катушки, а исключительно «по дружбе». Стихийные сообщества возникали в каждом классе, каждой школе, мы наперечет знали «фирмачей» города, у которых постоянно водился свежий и не очень «винил» (кстати, тоже словечко из недавних, не говорили мы так в 70-е). Диски продавались, покупались, выменивались, за «новьём» организовывались экспедиции в соседние регионы, на самые известные в ту пору «вещевые рынки»; а одним из самых «крутых» и значимых был тогда свердловский Шувакиш (название небольшой ж/д станции под нынешним Екатеринбургом, давшей имя большому, если не гигантскому «толчку», «барахолке», Черному рынку брежневской эпохи, проходившему по воскресеньям неподалеку). Так вот серьезный, получивший хорошие отзывы у меломанов диск серьезной, зарекомендовавшей себя на тот момент во всем мире группы, да еще достаточно новый (этого года или прошлого), в хорошей сохранности («без песка»), мог тянуть на 150-200 рублей, это тогдашняя зарплата квалифицированного рабочего. Естественно, диск должен был быть выпущен «там», в «странах капиталистического лагеря», как тогда говорили. «Юговская» (югославская) копия еще имела шанс быть проданной рублей этак за 75-90, хотя и со скрипом, и уж совсем не ценились (15 рэ от силы, ха-ха) «поделки» «братьев наших меньших» болгар и поляков сотоварищи. Что, кстати, относилось и к нашим, родным «мелодиевским» (от Всесоюзной фирмы грампластинок «Мелодия», стало быть) дискам.
Опять отвлеклись? Что ж Видимо, я чувствую невозможность (либо, что будет точнее эмоциональную недостаточность) последующего моего рассказа вне подобных пространных вступлений Вне «рамок парадигмы», так сказать. А очень хочется, чтобы читатель взглянул на описываемые здесь события хоть немного и глазами автора. Переживая при этом те же чувства.
Н-да, ну вот мы и отправляемся в путь. Москва, город-герой и все такое, будет первой остановкой, первым пунктом путешествия, отправной точкой которого стал тот самый «не-помню-который» далекий год и несколько «эл-пи» челябинца Савелия. Хотя-а Хотя, чего это я говорю «первой» точкой? Быть может, как раз первой точкой был памятный для многих концерт в «Олимпийском» шотландцев Nazareth в начале 1990 года? Тоже Москва Или, немногим позже Pink Floyd? Тоже Москва, только год другой. Еще? Да, вот уже август 1998 года на календаре, скоро «дефолт» грянет, но никто об этом еще не подозревает и самые что ни на есть настоящие, живые «роллинги» грохочут на арене Лужников, опять в Москве. Bridges To Babylon World Tour, не шутка, да еще впервые в России. А вот и Красная площадь, май 2003 года, теплый вечер и на гигантской сцене возле Василия Блаженного «сам» Пол Маккартни, уж куда легендарнее! Вспоминая сейчас все эти виденные мной великолепные действа, склоняюсь-таки к мнению, что вышеупомянутое мной «Волшебно-таинственное путешествие» идет воистину! уже давно и несть ему пока ни конца ни края О чем и спешу поведать вам, мои друзья.
METALLICA. О том, что концерт (единственный) этой, в целом, действительно интересной группы состоится 18 июля в Луже, я узнал из какого-то очередного «баннера» на одном из и-нетовских сайтов. Не будучи страстным поклонником творчества «метлы», тем не менее оценил масштаб события, а оценив, «залез» на biletov.net (не сочтите за скрытую рекламу ресурса!) с целью проинспектировать, где и как мы сможем на этом концерте покомфортней «приземлиться». Выбрав подходящие по цене и удаленности от сцены места, зарезервировал их с доставкой старинному московскому приятелю, каковому приятелю и переслал на другой день нужные для выкупа билетов средства по системе Unistream, в одном из курганских банков. Я зачем все это столь подробно рассказываю просто представил себя где-нибудь в 80-е даже годы (прошлого века теперь уже), подобным образом «бронирующим» билет на концерт тех же Queen в Будапеште, например. Не знаю, кто как, а я от подобных метаморфоз нашей жизни шалел и продолжаю шалеть. Ну, хорошо. Далее. Концерт вышеупомянутый еще и потому показался мне столь привлекательным, что уж очень хорошо укладывался в рамки нашего отпуска, а также, что немаловажно в сам маршрут путешествия, проложенный в Питер через первопрестольную. Питер, да. А почему да потому, что не был там уже 20 лет, а еще потому, что The Rolling Stones спустя 10 почти лет вновь вознамерились выступить в России в рамках их мирового турне в поддержку нового альбома A Bigger Bang и концерт сей должен состояться в конце июля на Дворцовой площади северной столицы! Ну, скажите на милость, разве мог я отказаться в этой связи глянуть хоть издалека еще и на заокеанских мастеров «хэви-метал» сцены? За одним, так сказать?
Слово и дело и вот мы гуляем по жаркой Московии, коротая в «макдональдсах» время, оставшееся до шоу. Еще утром, на Ленинградском вокзале, где сдали в камеру хранения багаж, насмотрелись на десятки явных фанов «метлы» в черных ти-шетках с до боли знакомым логотипом. Понаехали, стало быть, отовсюду, еще бы последний раз, если мне память не изменяет, был сей коллектив в России году этак в 1991-м Да, точно, «Монстры рока», что ли сие действо называлось, и были тогда здесь еще и AC/DC с «Пантерой». Тоже «зажигатели».
Вечер все ближе, и мы перемещаемся к Лужникам. Памятуя прошлый суровый опыт проблемного проникновения сквозь многочисленные кордоны блюстителей порядка (я имею в виду посещение мною концерта «роллингов» в 1998-м здесь же, в Луже), заранее не стали брать с собой никакой фото- и видео-техники, никакого пива и напитков даже в мягких пэт-бутылочках Ну их к дьяволу вечно найдут, к чему прицепиться, чай, не в первый раз. Лучше вообще исключить все возможные претензии заранее. Впрочем, минералку мы все равно купили, но уже на «легальной», так сказать, территории. И черную футболку, «забрызганную кровью», изображающую «драконопронзителя» Св. Георгия и надписями Metallica in Moscow 2007 и «Sick of the Fucking Studio Again` Tour тоже успели приобрести у стен стадиона, опоясанных двойным, а то и тройным оцеплением. И пешим, и конным. «Солнце уже спускалось за Лысую гору и была та гора оцеплена тройным оцеплением » (Кстати, раз уж припомнил здесь творчество Михаила Афанасьевича за несколько часов до концерта успели мы зайти на Патриаршие и покормить солеными орешками тамошних лебедей.) Не знаю, насколько оправданы столь жесткие меры безопасности, но исходя из непростой ситуации в сегодняшнем мире наверное, все это имеет смысл. Как бы то ни было, стражи порядка проявляли отменную вежливость и организованность, впрочем, «беспощадно» отнимая у рвущихся на концерт «металлюг» их проклепанные насквозь ремни серия этих изделий украшала заборы рядом с каждым проходом, естественно, оснащенным металлоискателями. Куда сейчас без них.
Еще одна «стража» и мы почти у входа в стадион. Юркие девчонки на роликах, проносясь мимо, успевают нацепить мне на запястье флюоресцентный пластиковый браслет с логотипом Tuborg Greenfest спонсора, так сказать. Самого-то пива, кстати, не видно. Ну и ладно, меньше бегать будем. Еще одна проверка, теперь «гражданских» работников стадиона и нас выносит в «чашу», уже порядком наполненную народом. «Атмосфера потихоньку накаляется» газетный штамп из обзоров подобного рода мероприятий вполне здесь уместен, людей все больше, рокот множества голосов все мощней. Парни за нашей спиной уже принимаются скандировать заветное слово. Сидим, хоть и далековато, но зато четко напротив, звук, стало быть, будет хорошим. А что далеко так ведь стадион, не шутка, и экраны большие по краям сцены установлены. Это в 70-е не разглядеть кумиров было, сейчас-то подобная проблема решена. А тем, кому таки хочется поближе милости просим в «танцующий партер» почти у сцены, но и дороже, само собой.
Мы уже знаем, что на «разогрев» у «метлы» заявлены «горячие финские парни» HIM. Я слышал кое-что у них, не скажу, что в восторге, но поглядим Солнце еще пока освещает сцену, вряд ли они сейчас на нее полезут Но вот, где-то в 19.30 там поднимается задник с буквами «эйч-ай-эм» Вроде как щас грянут. Народ еще не весь собрался, постоянно перемещаются туда-сюда отряды солдатиков и ОМОНа. Время от времени возникают и гаснут волны мощного такого людского «рокота» тут и свист, и крики, и топот с рукоплесканиями. Ага! Вот они HIM, я имею в виду. Первые аккорды, басы давят на живот весьма ощутимо вот это сила! Ребята стараются, хотя у публики их порыв не находит особого отклика, партер перед сценой на поле еще как-то реагирует, основная же часть аудитории, вольно рассевшаяся по трибунам (а ведь дико много народу-то, отмечаю я про себя, это ж сколько здесь тысяч двадцать? Тридцать? Пятьдесят?), лишь вяло посвистывает и размеренно аплодирует. «ХИМики» занимают наше внимание аж целых 50 минут, отыграв за этот промежуток времени, наверное, все мало-мальски достойное из своих творений. Впрочем, как бы то ни было, спасибо им и за это. Народец уже просто скандирует: «МЕ-ТАЛ-ЛИ-КА!» Невтерпеж, знаете
Но это еще не конец начала, да простит меня читатель за столь неловкий каламбур. Нас еще ждут несколько серий мультсериала Metalocalypse, транслируемого на боковые экраны; организаторы решили, видимо, порадовать россиян этим замечательным изыском заокеанских аниматоров, среди небрежно отрисованных героев которого некто Джеймс Хетфилд, выхода последнего с гитарой на сцену столь нетерпеливо ждет сейчас стадион. Я, с интересом оглядывая достаточно разношерстную публику вокруг (преобладают, к моему удивлению, люди моложе 30, это, конечно, на мой взгляд), пытаюсь освежить в памяти все, когда-либо виденное и слышанное мною об этой группе. Получается не очень конечно, я слышал все «основные» их хиты, наблюдал с десяток «видео» но и только. Группой моего «Toп-10» «Металлика» никогда не была, так уж вышло К тому времени, когда они набрали нужные для получения на международной музыкальной сцене «звездного» статуса очки, ваш покорный слуга уже не столь рьяно отслеживал и анализировал мировые рок-чарты. Вкус сформировался, приоритеты обозначились, ха-ха
Ну, слава Тебе, Господи! На экранах всплывает физиономия Клинта Иствуда, а вечерний уже воздух наполняется тревожными аккордами «The Ecstasy Of Gold» мелодии, написанной Эннио Морриконе для фильма «Хороший, плохой, злой» именно так начинает свои концерты «метла» вот уже много лет. Стадион взрывается одновременно с гигантскими динамиками звук оказался ГОРАЗДО сильнее и отчетливей, что ли, чем у «ХИМиков», даже странно казалось, что те играли громко, но куда им было до «Металлики»! Чувствовалось сразу на сцене люди закаленные, видавшие виды. Да и правда, вид такой героический, что ли. Это несмотря на года и то, что «косухи» и патлы для этих ребят уже в прошлом. Но гитары держат уверенно, смотрят весело и шутки шутят при всем при том. Сидящие сзади нас парни пропевают слово в слово «Creeping Death» и «Fuel» первые вещи сета. Настоящие, стало быть, фанаты попались. А шоу тем временем набирает обороты. Одна за другой исполняются ударные композиции: «Wherever I May Roam», «For Whom The Bell Tolls», «Sanitarium», «And Justice For All» даже я, «лицо незаинтересованное», поднапрягшись, вспоминал названия вещей и, вспомнив, искренне радовался. За себя. За то, что получил такую возможность «вживую» наблюдать подобные мероприятия. А еще за окружающих меня действительно искренне преданных музыке «Металлики» людей, за их неподдельный восторг от встречи с долгожданными кумирами. Каковые кумиры тем временем продолжают «зажигать» стадион прямо-таки с невероятной энергией. Я, кстати, уже почти привык к невероятно «плотному», насыщенному звуку, активно «прессующему» наши уши ай, да аппарат у гастролеров!
Далее я хотел бы сделать небольшую вставку из свидетельства очевидца, также точно как и я наблюдавшего в тот день описываемое действо, но, в отличие от меня находящегося «в теме», т.е. знающего и группу и ее творчество гораздо лучше Итак: «Джеймс просит помочь ему спеть The Memory Remains всегда пожалуйста. У нас было время потренироваться. Финальный припев стадион исполняет вместо Хетфилда, звучит это весьма впечатляюще. После Disposable Heroes приходит время Роберта (Трухильо, бас-гитариста, прим. мое В.Х.) показать себя, он поднимается на второй этаж, чтобы исполнить свое гипнотическое фанковское соло. Играй он ещё секунд тридцать, и я точно впал бы в транс. Чуть позже Кирк (Хэммет, гитара, В.Х) тоже покажет, на что способен, но в более классической манере. Джеймсу и Ларсу (Ульриху, барабанщику, В.Х.) это, видимо не надо они и так на первых ролях. Приближается время легендарных боевиков: Master Of Puppets, Battery. Многие пришли услышать именно эти песни. Battery начинается с фонограммы, артистов на сцене нет, зрители немного удивлены. Но даже богам нужны передышки. Вот они возвращаются, и рифф звучит уже вживую. Перед One взрывается пиротехника, но в отличие от 1992 года, все обходится без ожогов: музыканты предусмотрительно отходят назад. На первый бис играют The Four Horsemen. Джеймс интересуется, знаем ли мы Kill Em All, любим ли мы Kill Em All. Черт возьми, он ещё спрашивает!..»
Таким образом, я попробовал дать тебе, уважаемый читатель, как бы еще один «угол зрения», как на фирменных DVD-дисках
Считаю, что всегда бывает интересно взглянуть на то или иное явление «разными» глазами.
Шоу тем временем близится к концу ведь уже идет «первый бис» и тут стадион опять взрывается который раз за этот полный сверхэмоциональных впечатлений вечер? А это «металлики» затянули «Nothing Else Matters» вещь, являющуюся, наверное, «визитной карточкой» группы для всего мира. Тысячи огоньков, ага а как иначе? Автор этих строк поднимает над головой включенный сотовый телефон уже порядком стемнело и горящий экран «мобилы» вполне сойдет за огонек зажигалки
В другой руке у меня зажат mp3-плейер со встроенным диктофоном тешу себя надеждой, что устройство сие хоть как-то сможет передать всю мощь обволакивающего нас звука.
Здесь я хочу извиниться перед читателем за еще одну цитату: «Балладная One началась со вступления в виде фонограммы взрывов, автоматных очередей, звуков лопастей вертолетов и продолжилась впечатляющим пиротехническим шоу. Гремело и сверкало так, что, наверное, воробьи до сих пор летают в панике над близлежащими к Лужникам Воробьевыми горами, боясь почувствовать эту дрожь земли. На закуску Enter Sandman, прощания, поклоны и недовольный свист и выкрики из толпы, не способной поверить, что такой долгожданный для нее праздник уже закончился.»
А вот и не закончился! Ваш покорный слуга, торопясь на питерский поезд, уже покинул чашу стадиона, «отпросившись» у милицейского оцепления, а в это время: «Когда на табло стадиона высветилось сообщение о том, как надо выбираться из чаши Лужников и галерка начала покидать свои места, группа под оглушительный и благодарный рев вновь появилась на сцене. Стоило ради этого нас ждать 16 лет?! спросил Хэтфилд. Ответ был однозначным: ЙЙЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕАААААААААА!!!!». Выйдя на второй бис, вокалист Metallica поведал, что Москва была выбрана для закрытия их нынешнего тура неспроста, что музыканты безумно рады видеть «российскую семью Металлики», которую они очень любят. И это шоу оказалось бонусным. И даже в некоторой роде уникальным: в Москве Metallica расщедрилась на одну дополнительную песню, которая в последнее время не присутствовала в плей-листах «The Four Horsemen» с дебютного альбома «Kill Em All». Отыграв давшую ей закрепившееся в веках прозвище песню, группа вновь попыталась уйти. На сцене задержался лишь Роберт Трухильо, беспрерывно кланяющийся публике и жестами показывающий, насколько российская публика стала ему родной. Остальным участникам группы пришлось вернуться, чтобы забрать ошарашенного басиста и гулять, так гулять исполнить еще одну песню. «Seek And Destroy»! Занавес, конец концерта и всего турне. Публика все еще неистовствует, но уже понимает, что на сей раз это действительно конец.«
Конец первого эпизода, конец концерта знаменитой группы, но совсем не конец путешествия! Питерский поезд, уносящий автора этих строк в июльскую ночь, раскачиваясь на стрелках, убаюкивает его и его спутников, видящих во сне продолжение концерта «Металлики» и еще многое, каждый свое. А продолжение, как всегда, следует
Четыре фото с сайта Zvuki.ru