Звуки, музыканты | Февраль 2007 |
|
Москва |
ЖекаАвтор и исполнитель русского шансона |
— Женя! За прошедшие годы ты превратился из провинциального музыканта не просто в успешную столичную фигуру, но и в одного из самых популярных шансонье России. Ты отслеживал динамику этого процесса? И как эти перемены вокруг тебя и твоего имени отражались внутри? Мне-то кажется, что ты остаешься верен себе…
— Превращение — не совсем подходящее слово. Оно подразумевает халявность какую-то — махнул кто-то, как в сказке, волшебной палочкой и тыква стала каретой, а крыса – кучером. В моей ситуации никаких чудес не было. Уехал из Кургана в огромный чужой город и, постепенно, посредством каждодневной работы и траты сил, делал этот огромный город для себя родным и близким и продолжаю заниматься этим в настоящее время. А столичной фигурой, как мне кажется, я не стал, в душе так и оставшись провинциалом со всеми вытекающими последствиями…
— Значит ты не ощущаешь себя одним из самых популярных российских шансонье?
— Конечно же, нет. Не было той грани, которая отделяла безвестность от славы. Да, мои песни слушают от Калининграда до Владивостока, они звучат практически везде, где есть русскоговорящие люди, но это не повод для того, чтобы я, задрав нос и, вставив павлиньи перья в задницу, ходил по улице. Известность пришла, когда я уже прилично вышел из подросткового возраста, поэтому всё произошло без осложнений. Звездной болезнью, как и ветрянкой, лучше всего переболеть в безлюдном месте.
— Имя Жеки вернулось в чарты радио «Шансон» и находится далеко не на последнем месте. Как прошло возвращение?
— Радио «Шансон» в последнее время достаточно плотно начало крутить мои песни. Сказать по правде, я ничего не предпринимал, чтобы это произошло. Эта радиостанция имеет свою немалую слушательскую аудиторию, она популярна во многих городах России, но есть и стратегическая линия руководства этой станции направленная на коммерциализацию жанра, на присутствие в эфире проплаченных песен и исполнителей. Моё мнение по этому поводу однозначно — за эфиры не платил и платить не буду. Видимо, догадываясь об этом, никто денег не просил.
— Если говорить о современном шансоне, то куда, в какую сторону идет движение?
— Не хочется ворчать и сетовать, жанр живёт и развивается, появляются новые персоны, правда пока ещё не очень заметные. К сожалению, шансон всё больше становится на коммерческие рельсы и движется в сторону, так называемых, продюсерских «проектов». То есть, были раньше самородки, которые пели, потому, что не могли не петь: Владимир Высоцкий, Аркадий Северный, Михаил Круг, Сергей Наговицын. Они жили, сочиняли, записывали песни, песни эти шли в народ и сами себя раскручивали. Все барды и шансонье становились известны благодаря своему творчеству, а не тому, что они проплачивали радио и телеэфиры. Сейчас ситуация в корне меняется. Ты можешь себе представить, чтобы у Аркаши Северного была своя, хоть маленькая, но личная нефтяная вышка? А сегодня уже есть деятели шансона, имеющие что-то подобное. В ноябре прошлого года по приглашению радио участвовал в концерте «Эх! Разгуляй» в спорткомплексе «Олимпийский» в Москве. Так около десятка таких «поющих кошельков» вышли «засветиться» перед пятнадцатитысячной аудиторией. Наблюдал лично, как некоторые из них приезжали на концертную площадку в сопровождении автоматчиков. Выходят на сцену петь для народа, а сами от этого народа охраной отгораживаются. Конечно, народ у нас неглупый, разберётся — и фальшь однозначно почувствует. Но, сколько же можно ему морочить голову? Перефразируя известную фразу таможенника Верещагина, хочется сказать — « За жанр обидно!»
— Расскажи пожалуйста о твоем «шансонном» круге общения. Это правда, что в нем появилась Ирина Круг?
— С Ириной мы познакомились на одном из концертов памяти Михаила Круга уже после его смерти. Общаемся несколько лет. Она хороший, светлый человек. Родом, кстати, из Челябинска, практически землячка. Ирине было непросто прийти на шансонную сцену, найти свое место в жанре, однако у неё это получилось. Ира человек сложной судьбы. В настоящее время записала уже два своих альбома, активно поддерживает фонд памяти Михаила Круга, созданный в Твери. В наших ближайших планах — записать с Ириной дуэтную песню.
— Какую роль в твоей творческой жизни играют Александр Дюмин и группа «Бутырка»?
— Это мои близкие. Встречаемся на совместных концертах, и не только на них. Общаемся, находим много для себя общего во взглядах на жизнь. Основные участники группы «Бутырка» — Володя Ждамиров и Олег Симонов, — живут под Воронежем. Поэтому общение происходит в основном после совместных концертов и по телефону. С Александром Дюминым видимся чаще, он живёт в Москве. Совсем недавно выпустили с ним совместный музыкальный DVD «Волчья Доля».
— Кстати, расскажи об этом. Ведь кроме традиционных «компашек» ты стал активно работать в формате DVD – я про выход видеоклипов и видеоконцертов.
— В ушедшем году в Москве начали работу два телевизионных коммерческих канала, специализирующихся на Русском шансоне. Правда, трансляции идут через спутник на «тарелочки». Это каналы «Ля Минор», под эгидой НТВ+ и «Шансон ТВ», организованный «Космос ТВ». Да и формат DVD уже прочно вошёл в нашу жизнь. Многие шансонье выпускают видеоверсии своих концертов. В начале прошлого года у меня вышел DVD «Рюмка водки на столе». Потом с помощью земляков-курганцев, организовавших в Москве творческое объединение «ISO-лента», которое профилируется на выпуске музыкального видео, мы отсняли концерт, получивший название «Шансон под водочку», а теперь и музыкальный фильм «Волчья Доля», часть которого снималась в ИК-5 г. Кохма Ивановской области. В нёго, помимо наших с Сашей Дюминым песен, попали видеосъёмки сделанные в исправительной колонии и интервью священнослужителей — бывших заключённых. Особое место в картине занимает рассказ о строительстве православной церкви на территории зоны, о том, как осуждённые приходят к вере.
— Говорят что твой мюзикл «Такси Большого Города» тоже находится в процессе обретения видеоряда?
— Съемки любого концерта требуют определённого бюджета. Ещё в 2005-м году, когда альбом «Такси Большого Города» получил премию «Шансон Года» в Кремле, у меня было желание зафиксировать его на видео. Но всё упиралось в пресловутый финансовый вопрос. Сейчас нашлись средства для осуществления задуманного. Мы уже отсняли большую часть программы, в шоу появились новые участники, например, Катя Огонёк. В настоящее время идет работа по монтажу DVD, который, надеюсь, увидит свет уже в этом году.
— Ты часто выступаешь в исправительных колониях. В чём заключается специфика таких концертов?
— За последнее время несколько раз посещал зоны с благотворительными концертами. Этим людям соврать со сцены невозможно. Не секрет, что сидит народ всякий — многие по глупости, благодаря сложившимся обстоятельствам, а кто-то осознанно шёл на преступление, доставляя другим унижения и боль. Я не судья, и права судить их мне никто не давал, тем более что они и так уже лишены в этой жизни многого. Поэтому, когда приглашают в такие места, еду, не отказываясь. Покупаю подарки — чай, сигареты и — вперёд. Совсем недавно, в феврале, был на зоне в Калининграде. А в той же Кохме, в ИК строгого режима, осуждённые после концерта, по своей инициативе, внесли моё имя в списки своего храма и молятся за моё здравие. Так что, пока есть силы и здоровье, буду туда ездить. Это касается и выступлений в воинских частях.
— Если уж говорить о «табеле» шансонных «рангов», то поговаривают, что некогда простой курганский парень с простым именем Жека стал настоящим королем? Что это за история с игральными картами?
— Да я за званиями и наградами не гонюсь, хоть и являюсь лауреатом всевозможных жанровых фестивалей. Премии и дипломы, не гарантируют присутствие слушателей на концертах и не обеспечивают народного признания. У Владимира Высоцкого даже звания заслуженного артиста не было, а он был и остаётся по-настоящему народным. Михаила Круга при жизни постеснялись пригласить для вручения премии «Шансон Года». Это не афишируется, но тогда провинциального, тверского мужика, поющего блатные песни, просто побоялись пригласить в Кремль. Премию ему вручали в Петербурге, без лишнего пафоса и официоза. А про то, как я стал королём? История простая. Перед Новым годом издательство, выпускающее мои пластинки, подарочным тиражом выпустила сувенирные игральные карты с изображением шансонье. Не знаю, чем они руководствовались, но моему изображению досталась роль одного из королей. Кстати, эти карты может приобрести любой желающий, пришедший на концерт в филармонию.
— А как много сегодня исполнителей Русского шансона? Есть ли новые, яркие имена?
— В книге Михаила Дюкова «Русский шансон. Люди, факты, диски», упоминается более 350 имен и фамилий действующих шансонье. Это те люди, которые известны специалистам и коллекционерам жанра. В реальности же эта цифра больше в несколько раз. Россия не истощима талантами. У нас много таких самородков, которые вечером после работы, для себя и друзей, под гитару или баян сочиняют и исполняют душевные песни. Кто они такие? Да те же шансонье. Просто масштаб их профессионализма и популярности иной и это не их недостаток, это их достоинство. Они не лезут любой ценой на сцену, не мараются об весь этот шоу-бизнес, не участвуют в интригах и склоках. Просто занимаются творчеством, которое идёт от души. Они знают, что не получат за это ни копейки, зато сохранят при этом своё лицо и им ни за что в этой жизни не будет стыдно. Поэтому яркие имена, несомненно, есть. Просто нам всем порой не хватает умения открывать для себя что-то новое.
— Правда ли, что о тебе пишется книга?
— Московский журналист Роман Никитин, автор книги о Михаиле Круге «Эхо живой струны» и очерков о Сергее Наговицыне, Вилли Токареве и других шансонье, пишет книгу о современном шансоне. На её страницах, скорей всего, появится отдельная глава — «ЖЕКА: ДИСПЕТЧЕР ДУШИ». О большем говорить пока рано, потому что книга ещё не написана.
— География гастролей повлияла на творческий процесс? Имею в виду создание песен-топонимов, посвященных Красноярску, Иркутску, теперь вот Архангельску. И есть ли в планах опять вернуться песней к малой родине?
— Так получилось, что моя работа связана с многочисленными перемещениями по городам и весям. Результатом впечатлений от гастрольных поездок, общения с новыми людьми, стало написание песен посвящённых различным русским городам и их обитателям. Но Курган у меня всегда на особом месте. Я никогда не стеснялся говорить, откуда я родом, и по мере возможности всегда стараюсь напомнить своим слушателям о существовании нашего города. В Кургане прошли лучшие мои годы, здесь живут родные, близкие, друзья. В той суматохе, в которой погрязли большие города, в том постоянном движении, перелётах и переездах, в которых приходится жить, Курган стал для меня источником энергии, без которого я, наверное, не смог бы существовать. Даст Бог, ещё не раз вернусь в песнях к теме Кургана и его обитателей. А курганцы не забудут, что есть такой Женька Григорьев, который 23 марта, обозвавшись Жекой, ждёт их на своём концерте в областной филармонии.
— Что нового ты покажешь землякам 23-го марта?
— Курганцы услышат совсем новые песни из моего шестого альбома «—40 с ветерком», а также старые, полюбившиеся: «Рюмку водки», «Кукушку», «Фуфаечку», «Гололёд» и многие другие. Мне будет аккомпанировать живой инструментальный ансамбль и танцевальный коллектив «Золотые Купола». Об этом коллективе, руководителем которого является Сергей Санников, хотелось бы сказать особо. Мне приходилось наблюдать на сцене работу многих артистов, но эти девчонки — профессионалы высокого уровня. Их желание и умение работать, молодость, позволяют развиваться дальше. Особо приятно, что, несмотря на все наши проблемы, в Кургане вырос и сохранился такой уникальный коллектив. Думаю, что никто из пришедших в этот вечер в филармонию не пожалеет об этом своём решении. Жду вас всех на своём концерте.
— Удачи тебе, Жека!
Владимир Олейник.