Звуки, музыканты | май 2004 |
|
Москва |
ЖекаАвтор и исполнитель русского шансона |
Словосочетание «русский шансон» сегодня уже не смущает никого. Даже и национальную принадлежность теперь можно не указывать — раз шансон, значит наше, родное, с хрипотцой и вечным советом не зарекаться от тюрьмы да сумы. Жанр, не то вновь найденный, не то легализованный, стал настолько популярен, что проник в крупнейшие концертные залы и занял просторные полки музыкальных магазинов. И это почти без телевизионной поддержки и «горячих ротаций»! Именно шансон, разросшись в своем развитии, объединил широчайший спектр исполнителей от вчерашних рокеров до «мастеров советской эстрады». Но огромное количество выпускаемых альбомов этого жанра закономерно привело к понижению качества их музыкально-поэтического содержания.
Во всяком случае, к новому релизу «Классик Компани» это не относится. Четвёртый альбом Жеки «Синеглазые озёра» обречён на повышенное внимание по многим причинам. Ведь его предыдущие компакт-диски, включая дебютный «Сосны-Кедры», имели большой успех как у покупателей «фирменных» дисков, так и у почитателей артефактной продукции.
С обложек своих альбомов певец неизменно приветствует слушателя ухмылкой эдакого лихого парня послевоенных городских окраин. Наверное, так мог выглядеть повзрослевший гайдаровский Квакин, переживший Тимура вместе с его командой. Да и сам творческий псевдоним исполнителя вызывал неоднозначную реакцию. Впрочем, ещё В. С. Высоцкий предостерегал от того, чтобы путать автора с его лирическим героем. Сам же Жека с момента выхода первого альбома в 2002 году, сразу включился в жёсткий гастрольный график—-«от Москвы до самых до окраин», с заездами в ближнее и дальнее зарубежье.
Уже при первом знакомстве с песнями пластинки, слушателя поражает серьёзность подхода к качеству звука. Ещё недавно поклонники жанра были уверены, что суровые песни требуют такой же аскетичной, «без излишеств и украшательства», подачи. Отказавшись от традиционного подхода к аранжировкам, будучи ещё начинающим исполнителем Жека рисковал многим. Но риск оправдался, слушатель принял новое звучание. Фактически было создано новое направление. Бережно сохраняя традиции, Жека не опасается использовать самые новейшие достижения технологии звукозаписи и большое количество инструментов.
Имея за спиной опыт фронтмена рок-группы, Евгений берёт в союзники трагизм и мощь баллады, раздвигая жанровые границы и работая на стыке шансона с рок- и поп-музыкой. Не замыкая свой авторский потенциал в узких рамках формата, ориентируется на поиск нового и не повторение пройденного. Практически все песни альбома отличаются неистовым лиризмом и пронзительной, щемящей чувственностью. А лирический герой Жеки, обладая мощнейшим мужским началом и железной волей, хранит глубоко в сердце безграничный океан нежности. Думается, что «Синеглазые озёра» стали синтезирующим итогом творческого поиска автора. Многие песни с пластинки невозможно просто слушать, они притягивают к себе, возвращают, чтобы ещё раз пережить с ними страстное желание жить, любить и быть понятым. Лирика Жеки порой достигает вершин, достойных поэтического сборника. И все-таки авторская индивидуальность не уходит в отрыв от канонических представлений о шансоне. В песнях Жеки реализуется потребность человека в простом и непосредственном переживании своих эмоций, скованных образом жизни и напряжённым ритмом времени. Новый подход к музыкальным формам дополняется мелодизмом и содержательной глубиной.
Можно представить удивление слушателя от открытия того, что знаменитую «Рюмку водки на столе», широко исполняемую Григорием Лепсом, написал именно Жека, и в новом альбоме он демонстрирует авторскую версию хита.
В своих песнях Жека воссоздает внутренний мир обыкновенного человека, наполняя его осмысленной глубиной чувств. Единство мелодии и слова отражает систему ценностей среднего поколения. Эти песни о людях и для людей. Это песни для нас.
С. В. Cеволов.