Звуки | июль 2003 | |
Санкт-Петербург | Владимир БаскинБаскин Владимир Моисеевич, родился в Кургане в 1962 году, десять лет томился в школе № 47, после чего успешно совмещал получение высшего образования (КМИ, автотракторный факультет) со средним (музыкальным). Отсутствие заочного теоретического отделения в Курганском музучилище привело его на хоровое, где он, как все советские люди, овладел искусством коллективного открывания рта. Отработав перманентно по 9 месяцев в областном театре драмы и управлении культуры, он родил в себе потребность духовного перерождения, для чего поступил в 1987 году в Ленинградскую и в 1991 г. с отличием закончил Санкт-Петербургскую консерваторию. После чего город на Неве стал его духовным убежищем. Профессиональный музыкант. Автор двух балетов, одной кантаты, мюзикла, хоровых, камерных и вокальных произведений, музыки к 50 спектаклям, двум кинофильмам и телесериалу "Спасатели" (НТВ). |
Композитор Владимир Баскин живет в Петербурге вот уже пять лет. Но про Курган — и это хорошо видно по тексту интервью — продолжает говорить «наш город». В Кургане он закончил машиностроительный институт, играл в институтской самодеятельности, а потом, когда с неудержимой силой потянуло в музыку, — музыкальное училище. Дальше — больше: Владимир закончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу композиции, вернулся в Курган, преподавал, сочинял академическую и эстрадную музыку, был одним из учредителей радиостанции «Европа плюс Курган», работал в телекомпании ИТВ. Потом уехал-таки в любимый им Питер и присоединился к своему старому институтскому другу Юрию Гальцеву, ныне — одному из популярнейших юмористов страны, сделавшись композитором, аккомпаниатором и звукорежиссером в одном лице. Баскин пишет также театральную и киномузыку. Снялся в эпизоде в сериале «Бандитский Петербург». В 2000 году стал членом Союза композиторов России.
Узнав, что Володя находится в Кургане, мы не могли с ним не пересечься. Встреча состоялась в доме его давних друзей — Андрея и Елены Ивановых.
— Чем последний год запомнился больше всего? Что было в нем яркого?
— Было много работы, много интересных проектов. И некоторые из них уже, слава Богу, состоялись. Я написал музыку к сериалу, который пойдет скоро — пока, правда, не знаю, по какому каналу. Но надеюсь, курганцы его увидят. Название фильма — «Жизнь продолжается». Конечно, это «мыло», но все же сериал — это что-то близкое к кино. Поэтому специфика киномузыки, с которой я давным-давно мечтал соприкоснуться, там прослеживается.
— Это ведь у тебя уже не первый такой проект?
— Как ни странно, нет. У меня была попытка написать музыку к сериалу «Спасатели», но тут арестовали Гусинского, который все это дело спонсировал. Первый блин получился комом... А вот с 13-серийным сериалом «Жизнь продолжается», который сняла московская компания «Феникс-фильм», все сложилось удачно. Эта же компания, кстати, делала сериал «По имени Барон».
— А какой сюжет? Криминал?
— Да слава Богу, мелодрама. Мне даже сказали: «Можете блеснуть методизмом!» Есть там одна песня на стихи солиста группы «Санкт-Петербург» Владимира Трушина. Правда, пел не он, а актер Евгений Дятлов. Вариант в роковом ключе, который спел Трушин, показался продюсеру «слишком эстрадным», а ему хотелось чего-то более бардовского. Песня в результате совершенно поменяла свой окрас.
Кроме того, готова музыка к новому мультфильму студии «Союз-мультфильм» Называется он «Рыцарский роман». Работа над этим мультиком — очень сложная и интересная история. Как ни странно, то, что происходит вне Кургана, завязано на Курган. Мне позвонил из Москвы Сережа Овчинников (думаю, его еще здесь не забыли) и сказал, что у него есть приятель, известный детский поэт Андрей Усачев. Он работает вместе с Эдуардом Успенским. Сережа говорит, что ему надо что-то написать, но «поскольку я не композитор, давай лучше ты». Он свел нас с Усачевым. Тот, первый проект, не состоялся, но состоялся второй — мультфильм. Четыре песни Андрей написал сам, я их аранжировал и написал всю инструментальную музыку. Вот так московские и питерские курганцы помогают друг другу.
Потом я сочинил музыку к детскому мюзиклу «Двенадцать месяцев», который поставлен в Ростове-на-Дону в Театре оперы и балета. Но не по Маршаку, а по первоисточнику, на базе которого работал Маршак, — по словацкой сказке. Дело, как я понимаю, в авторских правах, театр не хотел платить наследникам Самуила Яковлевича. Сейчас пытаюсь пристроить этот спектакль в театры по стране, в том числе и в Кургане. К сожалению, на ростовской премьере не присутствовал.
Разумеется, продолжаю плотно работать с Юрием Гальцевым. Мы в последнее время много ездили: месяц работали в Израиле, из Америки вернулись только что. Привет вам всем большой от Павла Леонидовича Волкова.
— Значит, были в Филадельфии?
— Да. А еще в. Бостоне. Чикаго, Нью-Йорке и Нью-Джерси. Волков живет хорошо, но очень скучает по своим друзьям. Он работает на русском ТВ-канале, где делает несколько передач формата нашей «Культуры». Показывал программу про творчество Аль Пачино. Шел разговор о новой программе Гальцева — может быть, Волков по?может нам ее скомпоновать. Единственное, он выдвинул условие: «Репетируем в Питере!»
— Где за границей Гальцева принимают лучше всего?
— Везде принимают очень хорошо. Повсюду публика в основном эмигрантская. Хотя Америка и Израиль — абсолютно разные страны. Публика в Израиле, как и сама страна, мне все-таки понравилась больше.
— А как же вездесущие арабские террористы со своими бомбами?
— В тот месяц, когда мы там были, ничего не взрывали. Только уехали — и сразу произошел теракт. Юра очень легкий человек, у него есть некое свойство, которое его хранит от бед. Чтоб не сглазить.
— Непростой вопрос, но совершенно необходимый. Он сейчас стоит перед большинством творческих людей города и звучит так: уезжать отсюда или нет?
— Это очень сложный вопрос. Ехать или нет — вопрос для каждого свой. Мне кажется, что Курган, к большому сожалению, не любит и не держит своих жителей. Хотя я, например, Курган очень люблю. Совершенно обратную ситуацию мы видим в Москве. Ярко видно это по Питеру: Розенбаум, Боярский, Гальцев там — боги! Тот, кто прорвался куда-то, это просто почетные граждане Петербурга. Наш город, мне кажется, почти не помнит тех, кто уехал 11 вырвался вперед. Уехал — и слава Богу. Может, это связано с тем, что без них легче?
— Напрасно ты так. В последнее время ситуация изменилась. Но не для тех, кто еще живет здесь.
— Для того, чтобы город полюбил своих, надо, чтобы их полюбили в Москве, так?
— Именно так.
— Это не есть хорошо. Сан Саныча Галушко мы не видим в телевизоре, но это не значит, что он меньшего достиг. Появление на центральных телеканалах — вовсе не показатель качества. Это лишь показатель удачливости продюсера.
Мне хочется, чтобы в Кургане жили интересные и талантливые люди. ___Талантливому человеку надо дать работу. Ему надо помочь. А помогать не всегда возможно и, видимо, не всегда хочется. Вот Виктор Филиппович Гузь, например...
— Нет, как же, его имя прямо-таки гремит!
— Лучше бы оно гремело на международных фестивалях, куда он не может выехать из-за отсутствия адекватного финансирования. Но все-таки бывает, что дерево прорастает сквозь камень. Только хочется, чтобы оно росло не на камнях, а в хорошей почве. Возможностей очень много. Существуют различные президентские проекты, всевозможные гранты. Возможно, стоит создать совет менеджеров, которые будут продюсировать творческих людей Кургана.
— Все это было бы, если бы в Кургане водились деньги. Вернее, кое у кого они водятся, но делиться с ними они не будут — лучше купят себе «ягуар». Кстати, их в городе уже несколько...
— Что Курган бедный город — это миф. Да и деньги не все решают. Благодаря своей концертной деятельности я езжу по всей стране. Почти везде деньги играют роль, но не самую главную. Вот тот же Питер. Много денег на юбилей кинули — и что? Приезжай, посмотри — ничего не изменилось! В городе огромные проблемы. А дороги, дороги...
Возвращаясь к вопросу — ехать или нет. На мой взгляд, дерзать надо. Но что будет, если уедут все талантливые люди... Уезжать насовсем — не знаю, но ездить обязательно надо. Это дает мощную подпитку. Вариться в собственном соку — это плохо. Кстати, это касается и Москвы. Почему Москва так проглатывает наших ребят? Потому, что ее собственный сок уже забродил. Хочется свежатинки.
Деньги для своих проектов надо брать у Москвы. Все в нашей стране решается там. Если Питер еще и живет, то только потому, что расположен в восьми часах от Москвы. Согласись, последняя «Фабрика звезд» — это ведь ситуация, когда мы отняли у Москвы ее деньги! Две звезды на «Фабрике» — наши.
Желаю творческим людям Кургана немного душевного комфорта. Хочется, чтобы их идеи находили отклик у соседа, друга, чиновника, руководителя, потому что это очень сложно что-то реализовать здесь. В столицах много профессиональных людей, которые хотят делать дело. Не нужен человек, который будет тебя обнимать и расхваливать, просто нужны профессионалы, которые будут с тобой делать кино, спектакль, мюзикл. Это важный стимул.
— Удается ли выкраивать время для занятий академической музыкой?
— Честно говоря, не хватает времени. Мы с Гальцевым выступаем 10-12 раз в месяц. Сижу за пультом, кручу ручки и одновременно играю на клавишах.
— А почему не на сцене?
— Было предложение работать на сцене, но это не самый удобный вариант. Вот когда на «Аншлаге» — да, а в сольных концертах мне комфортнее в зале. Я не хочу контролировать свое лицо. К тому же я немного и режиссер, и ведущий концерта. Но сейчас мы делаем новую программу — может, там я буду на сцене. А может, на потолке...
Академическими жанрами я очень хочу заниматься. Может быть, в какой-то прикладной работе мне удастся использовать оркестр. К сожалению, сейчас все считают деньги. На запись дается ровно столько, чтобы хватило сделать музыку на компьютере. Приехав с гастролей, пытаюсь заниматься творчеством, но не все так просто. Дорога очень утомляет. Самое сложное для артиста — дорога. Концерт — это отдых, энергетическая подпитка.
— Можно вспомнить забавные случаи из гастрольной практики?
— Когда мы с Гальцевым работали еще вдвоем, без коллектива, произошла такая история. Я находился в Кургане. Юра позвонил мне из Питера и сказал: «Через неделю нам надо быть в Мурманске! У нас два концерта. Встретимся там». Я прилетаю на каком-то «кукурузнике» с тремя пересадками, встречаю Гальцева. Он говорит: «Странно, я тут уже час, а нас никто не встречает!» У нас тогда директора не было. Я осторожно спрашиваю: «Юра, а ты уверен, что концерт именно в Мурманске?» Гальцев морщит лоб: «Слушай, я не уверен. Помню, что на мэ...» И мы начинаем перебирать: Магадан, Махачкала... Много городов на «мэ» оказалось! Прошло два часа. Я говорю, что пора брать директора, так жить нельзя. Мобильные телефоны у устроителей гастролей почему-то не работали. Наконец Юра до них дозвонился и выяснил, что они просто перепутали время. Через 15 минут приехали три «мерса», повезли в гостиницу, поселили нас в «люксах»...
А в Филадельфии мы работали в синагоге! Юра вышел к публике и сказал: «Вообще-то в России я собираю полные синагоги...» Американцы вообще ко всему относятся, на мой взгляд, с точки зрения максимального удобства для себя. Почему бы в синагоге не устроить концерт?
В Америке, если ты не в Нью-Йорке, после девяти вечера поесть негде -все закрыто. Вообще там все очень чинно, законно. Нас возил на машине эмигрант. 11 когда мы стали опаздывать на концерт, он вспомнил poccийскую манеру езды... Я видел глаза американских водителей. Такое ощущение, что на их глазах рушился американский строй! Для них нарушение дорожных правил — это попрание всего и вся.
— Кто автор супершлягера «Ух ты, мы вышли из бухты»?
— Юра. Ему немного помогал Витя Крамер из театра «Фарсы». Витя сейчас очень раскрутился — ставит в Большом театре, в «Ла Скала» и так далее.
— Что ты думаешь о состоянии дел на современной эстраде?
— На мой взгляд, в ней существует чрезмерное рациональное начало, некий японский расчет. Все настолько вычислено... Хочется музыки, хочется стихов. Молодежная попса вся — вычисляемая. Макс Фадеев, например, вычисляет нишу, индивидуальность и начинает штамповать под нее хиты. Это правильный современный коммерческий подход.
Я рад был увидеть, когда мы с Юрой Гальцевым пришли на «Фабрику звезд», что ребята там — очень классные. Конечно, звездочки они еще довольно зеленые. Понятно, что бегут марафонскую дистанцию, но все-таки им надо заниматься и заниматься. Желаю нашим девочкам интенсивно работать и долго продержаться на эстраде. Это улыбка фортуны. Самое страшное, когда артист не востребован вообще.
— Все-таки что-то противоестественное есть в «изготовлении звезд» в режиме конвейера. А как же харизма?
— Харизма проверяется телевидением. А вот то, что ребята элементарно не могут повторить интонацию... Человек должен выйти к роялю и спеть известную песню, но так, как будто она исполняется в первый раз. Вот это артист! Народ любит артиста, а молодежь любит проекты. Это разные вещи.
Речь идет о телевизионной раскрутке. Давайте обезьяну посадим в телевизор, и она будет появляться в каждом доме три раза в день. Не обезьяна в кавычках, а настоящая, из Африки. Мы ее «смонтируем», она будет петь. Повезем на гастроли. И все придут...
— А как ты относишься к проекту «Тату», который в одной Японии уже продал под три миллиона пластинок?
— Хорошо. Проект хороший. Но вот на «Евровидении» у них было много просчетов. Я за них болел, было обидно.
— Согласись, отношение к Кургану меняется, когда попадаешь в столицы. Все курганцы, живущие там, начинают дружить, общаться, живо обсуждать курганские новости, заходить на сайт Юры Прожоги «РадиоКурган»...
— Это естественно. Правда, в Питере курганцев чуть поменьше, чем в Москве.
— Есть такая точка зрения: творчеством надо заниматься в спокойной провинции, а продавать его результаты — в суетных столицах...
— Мне кажется, художник быстро привыкает к месту своего обитания. А в Кургане еще проблема — дачи, которые пожирают массу времени. На самом деле вполне можно жить в провинции и раскручиваться в столице, но это сложно. Нужен очень грамотный продюсер.
— Что бы ты хотел пожелать Кургану и курганцам?
— Поменьше агрессии, побольше любви и терпения. И всем удачи.
— Спасибо за интервью. Привет Питеру!
Дмитрий Быков
Фото Леонида Архипова
Коллажи Юрия Прожоги