на главную

Металлопластика

Декабрь 2003
Курган

Елена ГалкаЕлена Галка

Член Союза дизайнеров России.
Член Союза художников России.
Член международной ассоциации изобразительных искусств —- АИАП ЮНЕСКО. Дипломант Всероссийской выставки «Миры дизайна-2002».
 

Художникам каменного века никто не преподавал законы композиции

Продолжая знакомить вас на страницах журнала с нашими земляками, которые вопреки провинциальным комплексам и стереотипам сумели найти и занять свое место в жизни, CHER AMI представляет курганского мастера Елену Попову — члена Союза художников и Союза дизайнеров России, участника многих российских и международных художественных и ювелирных выставок.

Ювелирные эксперименты Елены отличаются высочайшим художественным и техническим уровнем исполнения. География их потребления выходит далеко за пределы Курганской области. Они востребованы в центре России, в столицах и за рубежом. Между тем так было не всегда. Закончив художественную школу, затем Уральское училище прикладного искусства, Елена вернулась в Курган дипломированным камнерезом. Первые украшения не были оригинальными: растительная тематика востребована и понятна широкому кругу потребителей.
Однако, создавая на заказ свои первые украшения, Елена пыталась найти собственный стиль. Новые темы, необычные формы, отточенная техника — вот результат этих поисков.

— Многие считают, что ювелиром, по определению, может быть только мужчина. Женское ли это дело — лить, паять, создавать из металла произведение искусства?

— Наверное, так сложилось исторически. Сейчас очень много женщин занимаются дизайном металла. Больших физических усилий это не требует, а очередное вторжение в мужскую профессию привнесло только разнообразие. Ведь женщина, проектируя изделие, в отличие от мужчины «примеряет» его прежде всего на себя.
Вообще я никогда не хотела быть ювелиром в традиционном понимании этого слова, а свои работы отношу, скорее, к металлопластике, графике на металле. Бывая на ювелирных выставках, я вижу так называемый «высший пилотаж». Ювелиры, стоя у витрин, чешут затылки, разгадывая ребусы: «А как он сумел вот этот изумрудик засунуть в эту пимпочку, закрепить там, накрыть вот этой загогулиной, а еще и припаять все это к той штучке? Это невозможно!» Преклоняюсь перед мастерством этих людей, но это не совсем мое.

— Работа приносит тебе удовлетворение?

— Конечно. Иначе какой смысл ею заниматься. Рождение идеи, воплощение в материале, трансформация идеи в процессе работы и как итог — создание личного пространства женщины, для которой все это делалось, или пространства интерьера. Недавно друзья у меня спросили: «Лена, ты хочешь стать великим ювелиром?» Нет, я хочу заниматься любимой работой. Не уверена, что через год-два буду все еще сидеть с горелкой и лобзиком, может быть, куплю сварочный аппарат и начну варить объекты в стиле «хай-тек». Сейчас я счастлива, что мои работы востребованы.
Можно похвастаться? В Ярославль на международную ювелирную выставку я привезла для оценки серию своих украшений (для меня это было первое серьезное мероприятие такого плана!). Подхожу к ювелирам: мол, посмотрите на мои работы. Они посмотрели и говорят: «Тебе не хватает еще каких-то техник в изделиях, то есть, кроме выпиловки и полированной поверхности, нужно использовать фактуры, иначе подвески до боли напоминают бритвочки, которые было модно носить на шее в 80-х годах». А когда выставка открылась и стали заходить зрители, ко мне подошла женщина-художник со словами: «Вы знаете, на ваших работах глаз отдыхает, потому что вы не стараетесь в одном изделии показать все, что умеете. Это выгодно отличает вас от других ваших коллег, которые на примере одного украшения стремятся продемонстрировать весь спектр своего мастерства: выпиловка, гравировка, филигрань, умение крепить камни… А ведь во всем нужно иметь чувство меры».

— Твои украшения очень стильны. Что определило выбор темы?

— Этнической? Я вышла на нее случайно. Нужно было найти нетрадиционное изображение Тельца для подвески из серии «Знаки Зодиака». Работая с литературой, я по новому взглянула на наскальную живопись. Художникам каменного века никто не преподавал Законы композиции. Их рисунки хаотичны, свободны, импульсивны. Тем же хороши каракули маленьких детей. А самое главное - на те и на другие нельзя смотреть без улыбки. А не так давно мне посчастливилось побывать у знакомых археологов. В одной из комнат впечатлила стена, все пространство которой занимали бумажные слепки с наскальных рисунков. Оказалось, ребята ездили по тем местам (Сибирь, Тува, Алтай…), археологическую литературу о которых я изучала. Что интересно: рассматривая рисунки разных народов с разных континентов, нельзя не заметить, что они перекликаются. Вот, например, колесницы: армянские, африканские, алтайские — нарисованные в развертке, они очень похожи, будто художник, рисуя, смотрел на них с высоты птичьего полета. Вот еще интересный момент: археологи, когда находят какой-то рисунок, дают ему название, исходя из того, что изображено. Например, вот этот рисунок назван «Хоровод» - здесь человечки исполняют какой-то обрядовый танец; а вот этот — «Три безголовые женщины в окружении козлов» — здесь нарисованы женщины без голов в буквальном смысле, а вокруг них художник запечатлел тех самых животных. С рисунком все ясно, но название от души развеселило меня: получилось так, будто женщины потеряли головы в присутствии сомнительных лиц мужского пола.

— Лен, с тех пор, как ты отошла от растительной тематики, у тебя ни разу не появлялось ощущение, что Курган не готов к подобного рода экспериментам, что местным модницам ближе именно цветочки-листочки?

— Мне кажется, цветочки-листочки всем уже надоели и причем давно. Просто курганский рынок практически не предлагает альтернативы. Что касается моих работ, их на самом деле наденет не каждый, но у меня ведь и нет цели обрядить весь Курган в свои украшения. Я думаю, ни один художник не ставит перед собой задачу понравиться всем. Если то, что ты делаешь, ты делаешь с душой, значит, найдется и ценитель твоего творчества.

— Когда мы встретились в первый раз, ты показывала фотографии работ, сделанных из обычных стеклянных бутылок…

— Да, это была попытка разбить привычные, цельные обтекаемые формы на фрагменты. «Дефрагментация» называлась. Уже давно готова к работе гальваническая ванна, но пока в нее налита вода и плавает рыбка. Скоро я ее выгоню и буду макать туда свои идеи, пусть покрываются.

— То есть следующий этап твоей творческой карьеры будет связан с гальванопластикой*?

— Да.

— Уже решила, что будешь макать?

— Да. Это будет серия работ под названием «От противного». Этим летом, отдыхая с питерскими друзьями на море, я первый раз в жизни поймала рыбу. Сижу, и думаю: «Я — рыба. Рыба — противное слово». (Это мой знак зодиака). Какие ассоциации рождаются со словом «рыба»? Что-то мокрое, склизкое, немое и упертое — в общем, противное. А вечером у костра, поедая эту самую рыбу, Вадим — фанат подводной ловли — попросил: «Лена, привези мне в следующий раз в Питер ожерелье из костей этого ерша, только в серебре». Когда я стала щеткой промывать кости, череп… Это супер-модерн, созданный природой! Череп «распадался» на детали каких-то фантастических космических кораблей.
Черепа животных как материал давно используются художниками, попытаюсь найти свой изобразительный ход.
А еще я обратила внимание на липкие ленты, висящие в мясных магазинах, с прилипшими к ним мухами. Тоже противно, не правда ли? Все в ванну!

Ждет своей реализации еще одна идея под названием «Телефонные разговоры». За два года накопилось достаточно материала. Это почеркушки, которые мы делаем, разговаривая по телефону. Мою подругу отругал начальник: «Вы бы, дорогушенька, не оставляли такие рисунки на столе». Она даже и не заметила, что нарисовала, разговаривая с любимым мужчиной…

А сейчас я разрабатываю фурнитуру для эксклюзивных моделей одежды из меха в Тюмень. И готовлюсь к выставке своих работ в Питерской «grand art gallery».

— И все же, женское счастье: был бы милый рядом?

— Для меня мужчина, в первую очередь, источник интеллектуального роста. Я пока не встретила того человека, который бы задал мне такую планку, до которой бы я, весело подпрыгивая, жертвовала своей свободой. А еще я хочу научиться играть на барабанах.

* Гальванопластика – покрытие скульптурных форм (необязательно металлических) металлом: серебром, медью, латунью…

С Еленой Поповой беседовала
Елена Тельпиз (Журнал «Шерами», №4, Курган)

Хостинг от uCoz