Раскопки | Декабрь 2002 | |
Курган | Павел ВарлаковПерепечатано из городской газеты «Курган и курганцы» |
В год 7187 (1678-1679) в окрестности Алгинского яра для строительства слободы прибыл отряд казаков. Что это были за люди, которые фактически и стали первыми посельщиками слободы Царево городище?
Как следует из источников, строилась слобода отрядом беломестных казаков под руководством слободчика Тимофея Онисимова (Невежина) «на мысу, меж озером и Тоболом рекой».
Впоследствии наш земляк, историк Н.А. Абрамов сообщал, что около версты к юго-западу от первоначальной слободы Царево городище находятся земляные насыпи, известные как Царев курган. В тот год вместе со слободчиком сюда прибыли кузнец-бронник Ивашко Половников и семеро беломестных казаков: Онтонко Федоров сын, Андрюшка Баскаков, Мишка Хромой, Ганка Кайгородов, Микишка Седов, Гришка Борболин и Васька Черепанов.
В те годы в Сибири сказывалась явная нехватка служивых людей. В беломестные казаки стали верстать «из крестьян и посадских людей» с учетом того, что свое бывшее тягло те обязаны были сдать. Как правило, сдавали они его своим ближайшим родственникам. Служба давала им особые права и обязанности. С момента поверстания они освобождались от податей и «служили без денежного и хлебного жалования с пашни». То есть вместо платы за службу им давали в пользование земельные участки и сенокосы. По своему социальному положению беломестные казаки отличались от крестьян тем, что в их обязанности входила защита русских поселений и ясашных волостей от вражеских набегов и выполнение множества поручений административного характера. В казаках они, обыкновенно, и оставались вместе со всем своим потомством. Согласно правилам верстания вновь прибываемых в беломестные казаки была предусмотрена определенная процедура. Данные о них записывали в специальные книги, «чтоб не воры были, сами были молоды и из пищалей горазды стрелять». Служивые одного десятка поручались друг за друга своим имуществом, причем каждый отвечал за каждого.
Новые слободы строились, возникали и населялись сначала воинскими, а затем всякими тяглыми и пашенными людьми. Что же известно о царевогородищенских первопоселенцах? Кто они? Откуда пришли и где осели?
Свой род ведут от некоего Леонтия, который в середине 17-го века служил «в Казани, на посаде в стрельцах». Там в это время у него родился сын, названный при крещении Никифором, или, как записано в писцовых книгах, Микишкою. Ему-то и уготовила судьба стать одним из первых жителей Царева городища. Свою жизнь он провел на воинской службе, а в начале 18-го века числился в отставных драгунах и жил в слободе с женою Дарьею. В 1681 году у него здесь родился сын Ивашко, а в 1682-м — Бориско. К 1720 году — все Седовы еще были в полном здравии. Борис дослужился до сержанта, имел в слободе свой дом, но в семье у него рождались только дочери, и поэтому род Седовых продолжился через его брата Ивана Никифоровича, дети и внуки которого в семидесятых годах 18-го века перебрались на жительство в деревню Коробейникову (ныне село Колесниково Кетовского р-на). Их потомки и поныне живут на курганской земле.
Сам происходил он из тюменских казаков, где в свое время служил отец его Федор. В Царевом городище у него родилось четверо сыновей. В 1710 году все они проживали в деревне Черемуховской, и трое старших числились на драгунской службе. Самое интересное, что старший из братьев в переписи записан как Григорий Кропивин.
К 1720 году казачий брат Яков Антонович перебрался на жительство в слободу. В деревне Чеусовой при речке Черной жил его племянник Иван Григорьевнч. Но судьба этого рода продолжилась через Софрона Кропивина. К тому времени он числился в отставных драгунах и проживал в деревне Сизиковой. Потомки же его во второй половине 18-го века жили в селе Шкодинском, деревнях Белоярской и Костоусовской. Известен и другой род Кропивиных, появившийся в начале 18 века в Иковской слободе, чьи потомки в шестидесятых годах расселились по территории современного Варгашинского района.
Родоначальником является Гаврила (Ганка) Микитин сын Кайгородов. «Родился он в Кай-городке», на посаде, где жил в посадском тягле, а в Сибирь пришел в 187 (1678-1679) году, и с тех пор живет в слободе Царево городище. У него дети Ивашко и Микулка. Фамилия говорит сама за себя: в те годы в Вятском уезде был Кай-город, откуда Гаврила Никитич и появился в наших краях. Судьба этого рода хорошо исследована. В 1710 году Иван Гаврилович служил в драгунах и проживал в слободе вместе с младшим братом. К 1720 году все мужское население Царева городища и относящихся к нему села Введенское и 24 деревень из-за частых набегов «воровских людей» было переведено на воинскую службу. К этому времени в самой слободе и появляется род Кайгородовых.
Еще два однокоренных рода появляются в Иковской и Усть-Суерской слободах. Все четыре рода к середине 18-го века твердо приживаются на курганской земле, и о каждом из них можно написать целую историю. Вкратце скажу, что потомки первопоселенца по линии Петра Ивановича чуть позднее середины 18-го века перебрались на жительство в деревню Грачеву (ныне село Кетовского р-на), а к 19-му веку род их сильно разросся, и некоторые из него проживали в деревне Копайской (территория современного Варгашинского р-на).
Родоначальник их, Григорий Васильевич, происходил из государственных крестьян, родился он в середине 17-го века в Устюжском уездe в Кичменской волости, в деревне Редевской. Фамилию же носил довольно редкую, так что писцы порой путались: то запишут как Бакбарин, то Борболин, но все же ко второй половине 18-го века она закрепилась как Байбарин.
Интересно отметить, что в конце 17-го века бывали случаи, когда к поселенцам спустя несколько лет после поселения их на новом месте а многие сотни верст приезжали родственники. Так, через два год о после основания Царева городища здесь появляется родной брат Григория Байбарина, Гаврила Васильевич, из той же деревни Редевской с Устюжского уезда. Род же их продолжился через Киприяна и Дмитрия (Григорьевичей), которые служили «во драгунах», а к 1720 году проживали в слободе каждый своим двором.
К середине 18-го века Байбарины проживали в деревне Челноковой. Во второй половине этого же века их потомки поселились в деревнях Увальной, Дубровной, Медвежьей и Кривой (в тогдашней Кабанской волости). Интересно, сохранились ли их потомки до нашего времени?
Род происходил от Андрея Терентьевича, родившегося в Важском уезде, в Озерной слободе, где до воинской службы и сам там жил в захребетниках. Известны два его сына, проживающие с ним в Царевом городище в 1683 году. Но дальнейшая их судьба неизвестна. Возможно, что они просто сменили фамилию.
Кузнец Ивашко Леонтьев Половников-сын, родился на Соли Камской, на посаде, где отец его был в посадском тягле, а затем пришел в Сибирь и поселился на жительство в Далматовском Успенском монастыре и жил там за вклад. Отметим, что назван он Половников-сын, то есть сын половника. «Половниками» назывались монастырские работники, работавшие на монастырь за половину урожая.
«А после ведено ему, Ивашке, по Тобольской памяти, быть в брониках, починивать служивым людям ружье». В 1683 году в слободе вместе с ним жили еще трое его сыновей, Митка 8 лет, Мишка 4 лет и двухгодовалый Алешка, и братья Иевко (Иевль) да Петрушко 12 лет. К тому времени за братьями числилась кузница. В 1683 году в Царевом городище было 23 двора беломестных казаков, включая дворы слободчика, кузнеца и пушкаря, да 17 дворов оброчных крестьян, плативших денежный оброк. Острога в слободе тогда еще не было. Кроме того, к слободе была приписана деревня Курганская, расположенная у реки Тобол, возникшая в 1682 году. Почему я называю эту дату? Потому что в переписных книгах отмечено, кто именно и в каком году здесь поселился. А всего в деревне Курганской было девять дворов крестьянских и один двор захребетника. Все еще только начиналось, и все тот же Ивашка Половников, кроме «кузнечного дела», пашни пахал десятину, да сенных покосов было у него на сто копен.
В 1710 году сыновья Иевля числились на драгунской службе и проживали со своею матерью, вдовою Агрофеною, в деревне Черемховской. Семен был в пушкарях, а Иван (Иевлевичи) вскоре был произведен в сержанты. Остальные Половниковы в начале 18-го века также были на драгунской службе, но носили уже иную фамилию, которая впоследствии закрепилась за всем родом. Звались они Шкоцкие. Деревня Шкоцкая, а позднее село Шкодинское, возникшая между 1710-1720 годами на речке Средний Утяк, своим названием обязана именно этой фамилии. В ней в четырех дворах жили драгуны Шкоцкие, двое из них имели сержантское звание. Во второй половине 18-го века Шкоцкие широко расселились по округе и кроме села проживали в деревнях: Колташевой, Пушкаревой, Кривиной, Грачевой и Саламатной.
Фамилия эта распространена и сегодня, и, как видим, все они в какой-то степени родственники.
О Мишке Хромом не осталось никаких упоминаний, кроме того, что родился он в Тобольском уезде, в Киргинской слободе. Отцом его был некий крестьянин по имени Родион, и, перед тем как Мишку поверстали в беломестные казаки, пашню свою сдал он дядьке своему Ивашке Шовыре. Не прослеживается генеалогия рода и Васьки Варламова сына Черепанова, родившегося на Верхотурье, в Арамашевской слободе, где служил он в беломестных казаках. Известно лишь, что в Царевом городище вместе с ним жили два его сына. Фамилия же Черепановых довольно широко распространена на зауральской земле. Исследования показывают, что к середине 18-го века только на территории центральной части современной Курганской области проживало семь родов Черепановых, но, несмотря на то, что корни многих из них уходят к середине 17-го века, установить между ними родство не удалось. Что же касаетря этимологии самой фамилии, то кроме общеизвестной «черепанами» называли «гончаров, горшечников», существует и другая версия. Так называли выходцев из Череповца, с Вологды. Фамилии, образованные «по месту выхода», закрепившиеся из прозвищ, были очень распространены на Урале и в Сибири.
Исследователь Павел Варлаков