Раскопки | Декабрь 2002 |
|
Курган |
Дмитрий ЛитвиненкоОбозреватель городской газеты |
Мирской наш язык, суетливый и ненадежный, мало пригоден для описания, а тем более понимания монастырской жизни. Скорее замечаешь внешнее, видимое, доступное твоему грешному взгляду. Сознавая это, монахи нередко отказываются от общения с мирскими людьми, тем более журналистами. Но в Чимеево этого не было. Русское гостеприимство явлено в полной мере, а доброжелательность и открытость, стремление принять и понять каждого мирского человека, похоже, здесь не исключение, а правило. Говорят, само место не позволяет поступать по-иному.
Явлена икона была водами реки Ниап триста лет назад. Это всегда чудо,
а чудесное в христианстве — это встреча нашего грешного, дольнего мира
с миром вечным, горним. А потому и не воспринимайте рассказываемое как
сказку и сдержите свою иронию, а то и просто усмешку. Дослушайте до конца.
У
реки Ниап (названной, кстати, когда-то в честь дочери местного хана,
бывшего хозяина здешних мест) очень быстрое течение. Настолько быстрое,
что веточка, брошенная в поток, мгновенно исчезает. Местные ребятишки
играли на берегу реки. Увидели плывущую большую черную доску. Увидели
и замерли. Доска плыла вертикально и против течения. На глазах ребятишек
попала в водоворот и остановилась. Лик Ее просиял. Дети увидели женское
лицо с огромными глазами, обращенными к ним. Испугавшись, побежали за
священником. Через короткое время собралось все село. Икону бережно достали
и торжественно, с молитвами перенесли в сельский храм.
Благодать, снизошедшая на небольшое сибирское село, через чудотворную икону приносила исцеление людям и спасение от всевозможных бед и напастей. Но случилось страшное. Было ли то наказание за грехи, но деревянный храм сгорел. Осталось одно пепелище. Село замерло в горе: ждали еще худшего. И все же благодать не покинула. Ребенок, забредший из любопытства на пепелище, на месте сгоревшего дотла алтаря нашел чудотворную икону. Она была целой и невредимой! Опалился только верхний угол, и потемнела сама доска.
Новый храм построили быстро. Казанская икона Божией Матери обрела дом, в который потянулись люди из ближних и дальних мест. Но и этот храм по ветхости пришел в упадок. Примерно 120 лет назад построили третий, который стоит и поныне, — Казанско-Богородицкий храм, названный в честь неотлучно пребывающей в селе чудо-творной иконы.
И десятки лет (теперь уже триста!) продолжается паломничество людей к Царице Небесной. Здесь находят исцеление от болезней, успокоение души, а проблемы, казавшиеся неразрешимыми, куда-то уходят. И не нам, грешным, бестолково объяснять это Божие чудо.
У входа в Чимеевский храм висит объявление: каждую субботу и воскресенье из Тюмени от кафедрального собора отправляется автобус в Чимеево. И указано время. Едут сюда со всех концов страны и даже мира: бывают паломники из Америки и Австрии, Германии и Англии. Во многом людей приводит отчаяние. К сожалению, по-настоящему о Боге мы вспоминаем, когда нам уже никто и ничто не может помочь.
Служащая храма показывает нам тоненькую тетрадку: свидетельства многочисленных
исцелений после молитвенного обращения к Божией Матери. Таких тетрадок
множество. Вот некоторые свидетельства.
Привезли
девочку с тяжелым глазным заболеванием: отслоение сетчатки. Практически
она уже ничего не видела. Отец подвел ее к иконе Божией Матери и настойчиво
попросил: сними очки и смотри. Сначала девочка, по ее словам, увидела
глаза Богородицы, а затем, осмелев и осмотревшись, и весь храм. В Кургане
врачи констатировали: сетчатка восстановилась.
Дети привезли свою 75-летнюю
мать. Диагноз: гангрена стопы с последующей ампутацией. Сама она в храм
войти не могла: ее занесли на руках. Долго усердно молилась у чудотворной
иконы. Там же взяли лампадного масла, чтобы смазывать раны. В течение
недели язвы стали затягиваться. Когда же поехали в больницу, то врачи
были удивлены: гангрена исчезла.
Глухой мальчик — стал слышать.
Онкозаболевание щитовидной железы, признанное врачами неизлечимым, исчезло.
Умирающий муж после поездки жены в Чимеево и ее горячей молитвы — выздоровел.
Врачуется не только тело, но и душа. Восстанавливаются семьи, возвращается
душевная гармония, уходят отчаяние и уныние...
Придирчивый читатель может сказать: идет какой-то рекламный текст. Но,
во-первых, это правда, которую следует проверить на самом себе (благо,
до Чимеево сто километров от Кургана); во-вторых, все не так просто.
Паломничество — это не туристическая поездка, и даже не простое физическое перемещение
в пространстве. Это прежде всего духовное испытание, требующее предельной
искренности, чистоты и глубины помыслов. Богородица помогает всем истинно
страждущим и раскаивающимся в своих грехах. Лукавство и притворство здесь
исключены. Иные «экскурсанты» сетуют: вот, мол, не помогла Богородица.
Но ты к Ней и не обращался...
Так уж повелось, что на месте обретения чудотворной иконы или рядом обязательно появляется святой источник, вода которого обладает целительными свойствами для души и тела. Источников таких в России множество: есть он и в Чимеево.
В сентябре сосны пахнут по-особому, а в Чимеево острый чистый аромат, кажется, пронизывает каждую клеточку твоего тела. К источнику ведут сорок ступеней вниз. Это тоже путь. Спускаешься медленно, с молитвой. Зачерпываешь ведро воды. Она ледяная, но горло потом не болит. А вкус просто невозможно передать. Говорят, состав ее уникален: очень много серебра. Но дело не в химическом составе — мало ли у нас скважин с минеральной водой. Благодать Богородицы явлена и здесь: вода исцеляет, восстанавливает душевные и физические силы. Рядом — «купальня»: набираешь ведра и обливаешься. Все говорят: как будто заново родился.
Центр чимеевского мира — храм, а в нем — чудотворная Казанская икона Божией Матери. Первое состояние — огромные, просвечивающие тебя насквозь взыскующие глаза. Но сознание своей малости и беспомощности постепенно уходит. Словно кто-то берет тебя за руку и потихоньку ведет. Тьма растворяется — появляется свет. Хочется идти дальше. Впрочем, грешные мои слова здесь неуместны. Лучше помолчать.
В храме хранится немало святынь. Список (копия) Ченстоховской иконы Божией Матери. Сама икона находится в Польше. По преданию, написал ее евангелист Лука. И было это при земной жизни Богоматери. Увидев икону, Она сказала: «Сохраните лик сей, и будет он исцелять людей, давая им благодатную помощь».
Мы подходим к мощевику: здесь хранятся частички мощей многих святых.
Собраны они со всего света и представляют собой редкое собрание.
Даже не верится, что в сельском храме явлены такие святыни.
В
России все, что связано с именем святого Серафима Саровского, почитается
особо. В Казанско-Богородицкой церкви хранится часть камня, на котором
молился любимый русский святой. И мы благоговейно прикладываемся. Отче
Серафиме, молись Богу о нас!
Особое чудо храма — мироточивые иконы. Миро — это чудесное вещество, источаемое иконами, и является оно всегда большим христианским событием — знаком особой благодати. Химики всего мира не могут дать ответ на вопрос, что представляет миро с материальной точки зрения. Не помогают самые тонкие анализы. Икона целителя Пантелеимона замироточила во вторник на прошлой неделе, за два дня до нашего приезда. А в алтаре находится мироточивый крест.
Казанско-Богородицкий храм открывает двери каждому входящему в большой православный мир, приобщая к святыням, даруя благодатную помощь.
17 июля сего года по благословению патриарха Московского и Всея Руси
и решению Синода Русской православной церкви в селе Чимеево открыт Казанско-Богородицкий
мужской монастырь. Наместником монастыря назначен игумен Арсений (Поснов).
Молитвами и трудами отца Арсения во многом поддерживается и укрепляется
православный чимеевский мир. Кстати, слово «мир» в русском языке
многозначно. В данном случае оно употребляется в значении «община»,
которая изначально была формой и сутью духовного и социального устроения
жизни русского крестьянства на основах православной веры.
Рассказывает отец
Арсений:
— Монастыри никогда не возникают на пустом месте. Только по Божиему
произволению. Так и у нас. Чимеево — необычное место. Здесь явлена
чудотворная икона Царицы Небесной. Мы только Ее слуги и проводники. Иногда
просто страшно становится: за что нам такая благодать?
Идея создания монастыря возникла давно. Мы прошли трудный путь. Приезжали
люди из разных мест, селились здесь. Постепенно формировалась внутренняя
готовность к монашескому образу жизни. Мы ведь не каждого берем. Многие
просто бегут от мирской суеты, от бед и неудач. Но монастырская жизнь
очень трудна: ежечасная, ежеминутная сердечная молитва. Послушание: отказ
от собственного «я», гордыни. И очень много житейских трудов.
Ведь мы сами себя кормим. У нас благотворительная трапезная, где бесплатно
обедают все паломники.
Сейчас, слава Богу, появляются монахи и послушники. Люди приходят по
вере.
Монастырская жизнь постепенно налаживается. И все-таки для современной
России рождение нового монастыря - явление необычное. Мы разговариваем
с иеромонахом Гедеоном:
— Вы знаете, как раз сегодня это явление органичное. Россия по
природе своей православная страна, а монастыри всегда были ее духовными
центрами. Через веру мы поднимемся, освободимся от всех напастей и духовных
недугов.
Послушник Геннадий приехал из Нижнего Тагила, где работал в солидной
охранной фирме, зарабатывал приличные деньги. Что подвигло его к монашеской
жизни?
— Здесь я оказался дома. Все мирское исчезло, и ни о чем не жалею. Несмотря на внешнюю успешность, в миру я мучился, страдал, дело доходило до суицида. Приехал сюда и ожил, очнулся. Каждый день поднимаюсь на колокольню, звоню. С радостью исполняю любой труд. Ушла гордыня, а с ней и мои страдания.
Монастырь — это еще и хозяйственная жизнь. Первое, что поражает на фоне унылых деревенских палисадников, это роскошные монастырские цветники. Только роз — сорок сортов, а цветут они с ранней весны до поздней осени. Монастырский садовник Петр Петрович Подкорытов, наверное, по-настоящему счастливый человек. В ответ на вопрос об этом он только улыбается.
Есть птичий двор: куры, индюки, цесарки. Несколько замечательных хрюшек, подаренных монастырю совхозом «Красная звезда» Шадринского района. Славные коровы, дающие достаточно высокие надои. В этом году выращен хороший урожай картофеля, моркови, свеклы. А отец Арсений думает о будущем. На земле, отведенной монастырю, будет строиться трехэтажный корпус (кирпич уже постепенно завозится) с кельями для послушников и монахов, библиотекой, видеотекой, современными компьютерами.
Уезжать из Чимеево не хочется. Мы расстаемся у часовни, поставленной на месте обретения чудотворной иконы Царицы Небесной, явленной чимеевским ребятишкам триста лет назад.
Дмитрий Литвиненко.
Александр Алпаткин (фото).