Раскопки | Декабрь 2003 |
|
Курган |
Нина КрыловаИсторик-архивист Государственного архива Курганской области |
Мода на мотоциклы то приходит, то уходит. А между тем у курганских байкеров славная история. Первые мотоциклы в Курганском уезде появились почти сто лет назад. Приво-зились они издалека, продавались в магазине «Торговый дом И. Брандта и К» недешево, и прокатиться с ветерком на модном виде транспорта мог позволить себе только достаточно состоятельный гражданин: служащий железной дороги, приказчик или лесничий… В начале XX века в г. Кургане уже набралось достаточное количество любителей быстрой моторной езды, и 6 августа 1912 г. были проведены велосипедно-моторные гонки с призами на звание лучшего в городе ездока, о чем и сообщила городская газета «Юг Тобола».
«Мотоциклетный» азарт продолжался недолго: грянула первая мировая война, и всю годную технику мобилизовали на фронт. Согласно телеграмме тобольского губернатора Станкевича Курганской городской думой была создана Комиссия по приему автомобилей и мотоциклетов для надобностей войск во главе с гласным думы М. Ф. Врачинским. Население, по-видимому, неохотно расставалось со своим имуществом, поскольку из представленных 15 автомобилей и 25 мотоциклов годными для несения военной службы, по заключению известного курганского фельдшера (!) М.Ф. Врачинского, оказались 4 автомобиля и 1 мотоцикл. Остальная техника курганцев была признана неисправной. К началу гражданской войны ее, видимо, починили, и представитель Временного Сибирского правительства, начальник Курганского гарнизона полковник Вайдыло, объявил о новой регистрации техники. В распоряжении гарнизонного командования от 5 июля 1918 г. значилось, что «все учреждения и граждане г. Кургана и его окрестностей, имеющие у себя мотоциклеты, должны указать местонахождение мотоциклетов и сообщить следующие сведения: род машины, фирма, мощность и номер двигателя, размер покрышек и год выпуска». Лица, виновные в несоблюдении этих требований, подвергались наказанию.
Остатки зауральской автомототехники начала XX века были реквизированы уже Красной Армией. В октябре 1919 г. Челябинским уездвоенкомом Овчинкиным был издан приказ «О мобилизации автомобилей и мотоциклов», по которому была объявлена 50-процентная мобилизация автомобилей и мотоциклов, находящихся в распоряжении гражданских ведомств (отдельные граждане лишились своего транспорта, видимо, раньше). Во исполнение приказа всем гражданским учреждениям предлагалось в трехдневный срок представить все подлежащие мобилизации мотоциклы в волостные и станичные военные комиссариаты. В первую очередь подлежали мобилизации мотоциклы системы «Харлей-Дэвидсон» и «Самбили». Уклонившиеся привлекались к ответственности по всей строгости революционного времени.
Элитному мотоциклетному парку г. Кургана, преимущественно состоявшему из машин известных иностранных фирм, был нанесен непоправимый удар.
Вновь рокочущий звук мотора зазвучал на улицах зауральского города только в 1930-е годы: согласно небольшой заметке в «Красном Кургане» целых четыре курганца стали владельцами мотоциклов. Конечно, это были уже не «Харлеи», а почти не уступающие им первые ижевские мотоциклы. В мае 1941 г. при районном комитете физкультуры и спорта была организована мотосекция, в которую записались 12 мотоциклистов со своими машинами. Но… началась очередная война, и весь мотопарк был снова мобилизован.
Война внесла свое слово в развитие мотоциклетной техники и пристрастия мотолюбителей: в столицах и провинциальных городах России появились трофейные (BMW, «Цюндап») и ленд-лизовские («Харлей-Дэвидсон» и «Индиан») мотоциклы. Были разработаны новые марки советских двухколесных машин – ныне известные как «Днепр» и «Урал». Чуть позже по дорогам страны, а, значит, и у нас, в Сибири, стали ездить и чешские «Явы» и «Че-Зеты». Почти пятьдесят лет мотоциклы прочно занимали свою транспортную нишу и еще недавно, во времена тотального дефицита автомототехники, владельцы «Уралов», «ИЖей» и «Днепров» ощущали себя счастливыми обладателями престижной техники. Но грянули
1990-е годы и мало-помалу рынок заполонили всевозможные иностранные и отечественные автомобили, а мотоциклы временно были оттеснены на обочину транспортной истории.
Сейчас мотоцикл со всеми его яркими атрибутами байкерского движения возвращается на зауральскую дорогу – но теперь он, скорее, не банальное средство передвижения, а нечто другое – символ определенного, отличного от других, образа жизни.
Нина Крылова