Раскопки | Апрель 2002 |
|
Курган |
Борис Карсоновкурганский историк-краевед, лауреат городской премии «Признание» в номинации «Журналистика», 2002 год, референт Курганского епархиального управления |
«Это даже хорошо, что до Чимеево от Кургана — 110 километров. Есть время подумать, сосредоточиться, приготовиться к встрече с Чудотворной», — писал Дмитрий Литвиненко. И это, наверное, так. Особенно когда едешь не в переполненном и душном автобусе, а в комфортабельном лимузине. Но мы живем в такое время, когда не каждый имеет возможность совершить паломничество в Чимеевский монастырь, не имея на это ни материальных, а порою и физических возможностей. И в этом случае икона сама приходит к людям.
25 апреля из Чимеево в Курган прибыла наша Небесная заступница — Чудотворная икона Казанской Божией Матери...
Мне уже не раз приходилось писать, и я повторяю вновь, что икон, находящихся в храмах, музеях, у прихожан, великое множество. Никто никогда не вел такой статистики, чтобы хотя бы приблизительно сказать, сколько же их
ныне существует на земле. Однако ЧУДОТВОРНЫХ среди них — единицы. Они все наперечет. В Курганской епархии таких почитаемых икон всего три: Абалакская в Куртамыше, Св. Николая Чудотворца в Смолино и Чимеевская, о которой речь.
Да, наша ныне уже такая знаменитая Чимеевская икона Богородицы, источающая неизречимый свет благости, умиротворения, надежды, любви, готовая взять под высокую защиту свою наши грешные души и вести за собою под сень всемогущего предвечного сына своего...
Как помнит читатель, икона эта была явлена водою на реке Нияп, притоке Тобола. Естественно, что когда в Чимеево был построен храм, то он был освящен во имя явления иконы Казанской Божией Матери.
Однако следует все-таки заметить, что уже в первые годы явленной водою иконы о ней пошла слава в народе как о чудотворной. Вот почему еще до революции в Чимеево стекались богомольцы из самых отдаленных мест Ялуторовского, Ишимского, Шадринского и Курганского уездов Тобольской и Екатеринбургской епархии.
А разве не является чудом сохранившийся до наших дней деревянный храм, да, тот самый, что был построен в 1890 г.? И после кровавых бурь гражданской войны, большевистского антирелигиозного разгула, после хрущевского разнузданного экстремизма, когда нашему генсеку вдруг показалось, что советским людям будет негоже вступать в светлые врата коммунизма с таким обветшалым грузом, как православные храмы. И сколько же было уничтожено в эти короткие годы наших российских святынь — больше, чем за все предыдущие годы правления Совдепии!
До сих пор я помню рассказ старожила села Чимеево, пенсионерки Марии Лукиничны Новожиловой:
— Храм наш был закрыт в самый страшный год — 1937-й.
— Но каким образом вам удалось полностью сохранить иконостас? И где вы хранили иконы?
— А Небесная наша заступница помогла. Ведь сказано же, что ничто не происходит без промысла Божия. Когда храм закрыли, главные начальники из района распорядились в нем сделать... зерносклад. Ну, дали указание очистить церковь от всякой мракобесной утвари и икон. Значит, все снять и изничтожить. Ну, посудите сами, разве может на такое святотатство подняться рука простого православного мужика?
Собрались сельчане, подумали и... иконостас разобрали и вместе с Богородицей аккуратно сложили в алтаре. Затем двери и алтарь наглухо зашили толстыми горбылями. Все. Зерносклад готов к приемке зерна...
А после войны, в 1947 году, нам снова разрешили здесь открыть свой храм. Многие из тех, кто когда-то прятал иконы в алтаре, не вернулись с фронта. Другие люди расшивали двери иконостаса. Открыли, глянули — все на месте, будто и не было страшного лихолетья. И матушка-заступница наша тут...
Вот что поведала Мария Лукинична, когда однажды мне довелось побывать в Чимеево.
Последний раз курганцы встречались с Чимеевской иконой в 1996 году. Ныне слава о ней распространилась не только по Сибири, но перешагнула и Уральские горы!
Более того, завтра Чудотворная прибыла в Курган уже не как местночтимая икона, а как икона всероссийская, чтимая всей нашей Церковью. Повышение ее статуса не случайно. Управляющий нашей епархией епископ Курганский и Шадринский Преосвященный Михаил специально обращался по этому вопросу в Священный Синод с ходатайством. Присланные Владыкой документы о Чудотворной иконе были рассмотрены. И 22 марта 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II список иконы Казанской Божией Матери, именуемый Чимеевским, включен в календарный месяцеслов Русской православной церкви. День празднования ее будет 8/21 июля (даты указаны по старому и новому стилю).
Чтобы прояснить некоторые детали по поводу прибытия в Курган Чимеевской иконы, я обратился к протоиерею кафедрального собора свят. Александра Невского, секретарю Курганского епархиального управления о. Аристарху Егошину с несколькими вопросами.
— о. Аристарх, существует ли причина, ради чего Чудотворную решили привезти в Курган?
— Конечно! Мы хорошо знаем желание наших прихожан пообщаться с Чимеевской иконой, но, как вы сами заметили, не у всех есть возможность совершить паломничество в монастырь.
— И где намечена ее встреча?
— Возле Курганского почтамта, но не по ул. Гоголя, а по ул. Володарского. Отсюда мы на руках пронесем ее до самого храма.
— Кто будет участвовать во встрече?
— Прежде всего клир Александро-Невского храма, прихожане, а вообще — все желающие, милости просим!
— И намечена встреча...
— Ровно в 12 часов дня.
— Последний вопрос: как долго икона будет у нас?
— Неделю.
Икона Казанской Божией Матери из Чимеево пробудет в Кургане до воскресенья
Прошедшее воскресенье было скорее прохладное, чем теплое. Но главное — вопреки прогнозам сухое. А когда временами из-за облаков выкатывалось весеннее и уже горячее солнышко, было и совсем хорошо. И это кстати. Улица Володарского, в районе рынка, что против кафедрального собора св. Александра Невского, заполнена народом. Здесь можно увидеть людей самых разных возрастов — от младенца и до согбенной девяностолетней старушки. Все они пришли на встречу с Чудотворной иконой Казанской Божией Матери.
Ровно в 12 часов пополудни из собора с хоругвями вышли навстречу иконе клир и прихожане. На улице Володарского и произошла встреча с прибывшими из Чимеево. Кстати, икону сопровождал сам наместник Казанско-Богородицкого мужского монастыря игумен Арсений.
Первым, сняв свою темно-синюю камилавку, подошел и поцеловал образ Небесной Заступницы протоиерей кафедрального собора св. Александра Невского о. Аристарх Егошин...
Невиданное, редкое для Кургана зрелище можно было наблюдать, когда процессия с Чудотворной свернула с Володарского и вышла напрямую к Александровскому храму. На всем протяжении по обеим сторонам дороги стояло множество народа. Икону несли посередине этого живого коридора под торжественный и ликующий малиновый перезвон колоколов. Люди со светлыми лицами, с надеждою в глазах крестились, некоторые падали на колени, творили молитвы...
В храме Чудотворную поставили так, чтобы прихожанам было удобно подойти к ней.
Вначале был молебен с акафистом Казанской Божией Матери. А потом к иконе потянулась нескончаемая цепочка молящихся: Оказывается, на поклон к образу Пречистой Девы пришли не только курганцы, но и паломники из окрестных деревень и сел. Люди молились, пллакали, просили Всемилостивейшую Небесную Заступницу услышать их, вразумить, помочь. Некоторые покупали в церковном киоске иконки чудотворного образа, затем прикладывали их к Чимеевскому оригиналу и таким образом пытались вместе со своей иконкой унести с собою неизреченную небесную благодать Чудотворной...
Конечно, многие не знают, как звучит молитва перед чудотворным образом Казанской Божией Матери. Ниже мы приводим ее полный текст.
"О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице!
Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашеro, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит Церковь Свою святую, да непозыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево, Ты бо еси всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, or всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси, благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь".
Вы можете эту молитву выучить наизусть или пересказать своими словами, или прочитать по бумажке. А можете обратиться к Чудотворной со своей молитвой. Поступайте так, как умеете, лишь бы ваша молитва шла от вашей веры и чистого сердца.
Кафедральный собор открыт с половины восьмого утра и до семи часов вечера.
Чудотворная пробудет у нас до воскресенья.
"Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас". Эти слова в Евангелии от Матфея звучат от имени Иисуса Христа. Но, наверное, они приложимы и к небесной заступнице нашей Пресвятой Богородице.
Целую неделю курганцы жили ожиданием волнующего момента встречи с образом Чудотворной иконы Казанской Божией Матери, ныне именуемой Чимеевской. Неизреченная благодать, исходящая от нее, притягивала к себе "всех труждающихся и обремененных". Люди шли к ней как к спасительнице со своей скорбью, печалью, надеждою. Десятки тысяч курганцев имели возможность прикоснуться к святому образу, поцеловать его, мысленно исповедоваться перед ним, излив свою душу, веруя, что Царица Небесная их не оставит.
Вначале кафедральный собор св. Александра Невского с Чудотворной иконой был открыт для прихожан до 7 часов вечера. Но и после этого желающих встретиться с иконой было так много, что решили вообще двери не закрывать до самой ночи.
И вот в середине дня прошедшего воскресенья наступили последние часы пребывания Чудотворной в нашем городе. Храм переполнен. Многие прихожане стоят на дороге перед церковью, на ступеньках ее крыльца. После молебна икону, сопровождаемую сотнями прихожан и местным клиром под звон колоколов и пения церковного хора, выносят из храма. Начинается крестный ход вокруг церкви, а затем величественная процессия направляется на улицу Володарского, где Чудотворную уже ждет машина.
Трогательное прощание, как будто расставались с очень близким и доверительным другом, с которым можно делиться самыми сокровенными мыслями и который тебя поймет и не осудит.
Когда, наконец, за Чудотворной закрылась дверца и «Газель» тронулась, все перекрестились и потом еще стояли и следили за темно-вишневой «Газелью», пока она, под эскортом милицейской машины, не свернула на улицу Гоголя за главпочтамт...
На аэродроме в Логовушке Чудотворную перенесли в вертолет. Сопровождали ее протоиерей Александро-Невского храма о. Аристарх Егошин и редактор журнала «Звонница» Елена Кибирева.
Как и замысливали, вертолет с Чудотворной иконою на борту сделал круг над Курганом. В Чимеево он произвел посадку на площадке недалеко от церкви, где намечено строительство братского монастырского корпуса.
Кстати, икону уже ждали. Подле храма стояли машины паломников из Тюмени, Екатеринбурга и других мест.
"Что для вас значит встреча с Чудотворною иконой?" — такой вопрос я задал некоторым прихожанам.
Раба Божия Анастасия:
— Я, милый человек, в эту неделю помолодела, чай, не знаю на сколько лет. Ведь каждый день приходила к Ней на поклон. Вон какие очереди выстаивала — ничего! И никакого курорта мне не надо, только бы увидеть Ее еще раз и помолиться...
Пенсионерка Марфа Федоровна:
— Слава Богу, уважили. Ведь мы не раз просили наших батюшек привезти Чудотворную в Курган. Восемь лет ждали. Кабы помоложе была, сама бы в Чимеево скатала, а нынче не под силу мне туда добираться. Отдохнула я душою и телом...
«Несчастная мать» Мария:
— Да, я несчастная мать. Убиваюсь, не знаю, как поступить и что делать. Но чувствую, что сын мой, подросток, от меня уходит, и я с ужасом каждый день ожидаю трагической развязки... Я уповаю на всеблагую заступницу нашу, на Пресвятую Богородицу. Она сама Мать, она меня поймет и наставит...
Студентка Ирина:
— И вдруг поняла я, что народ наш, лишенный тысячелетней веры своих предков, лишился и нравственной опоры. Без православной веры мир перекосило, он стал дисгармоничным. Никакая философия не дала мне столько, сколько дало мое приобщение к лону церкви. Чисто внешне я благополучна. У меня есть все. Единственное, что я просила у Пречистой Девы Марии, — не дать мне оступиться в том сонмище соблазнов, что окружает нас сегодня, просила быть моею наставницею...
Историк Антонина Леонтьевна:
— Чудотворную я встречала, провожала и ходила к ней в храм. Для меня встреча с нею - праздник! Знаете, как после жаркого и душного дня пройдет гроза, и потом дышится так легко!.. Да, я молилась и просила Ее..., ноэто такое личное... Главное в другом: когда я увидела тысячные очереди, стоявшие с утра и до ночи, я поняла, что, как ни старались большевики сделать нас манкуртами, отлучить от верыо тцов и дедов, им это удалось, но не совсем.
Видимо, в глубинах нашей души отложилось нечто, что еще не успели вытравить, и это тысячелетнее "нечто" при определенных благоприятных условиях сразу дало такую яркую вспышку! И здесь дежурной фразой хулителей, что сегодня, мол, модно стоять со свечкой в храме, не обойдешься. Потомись три-четыре часа в очереди и тогда поймешь, что есть "мода"» а что истинная вера. А люди стояли — десятки тысяч курганцев!
И я согласна с теми, кто говорит, что прибытие к нам Чудотворной — это праздник всего города! Жаль только, что наши власть предержащие не мо-
гут это понять.Кстати, отвечаю на телефонные звонки прихожан: кому не хватило брошюры "Акафиста Пресвятой Богородице "Казанская", а также целебного елея, освященного у Чудотворной иконы, пусть заходят в храм Александра Невского.
Борис Карсонов
Фото Александра Алпаткина