на главную

Дизайн

Февраль 2007
Курган

Валерий ПортнягинВалерий Портнягин

член Союза журналистов РФ,
обозреватель областной газеты «Новый мир»
(Курган
 
 

НоСТУЛьгия

«Но посидеть у вас со вкусом абсолютно не на чем».
(Илья Ильф, Евгений Петров. «Двенадцать стульев»)

На импровизированной сцене молодые люди во всём чёрном, но в белых носках и перчатках, совершали странные телодвижения. Корчились в судорогах, просовывали головы между ножек и плоскостей стульев. Сами пребывая в неподвижности, вертели эти чёрные офисные стулья, играя ими... Шёл 2007 год. Елена Попова открывала выставку «ПроСтул».

Гости вернисажа набили один из зальчиков областного художественного музея под завязку. Они пришли увидеть дизайнерское искусство. Те, у кого была хотя бы какая-то версия по поводу увиденного, осторожно делились с товарищами. Тем, кто никак не врубался и некстати иронизировал, вежливо советовали идти на... выставку вышивки. Или соломки и бисероплетения.

Потом откуда-то прилетело иностранное слово «пер-фоманс». Да работники музея, представлявшие автора выставки и студенческий экспериментальный театр областного колледжа культуры под руководством Эдуарда Шипицина, сами и запустили этот «перфоманс». Потом к нему добавилось еще много разных слов, потом студенты-актёры унесли стулья. И остались странные вещи, сделанные из поломанных стульев, санки, лоток для газет и журналов, деревянная лошадка, северная птица, «Бруклинский мост» и даже «Ловец снов водителя «Харлея». Это всё придумала, художник и дизайнер Елена Попова. Она играла, развлекаларь сама и развлекала зрителей, предлагая то продолжить словесные игры, то нарушить её композицию из обломков стульев и создать свою.

Пережёвывая впечатления от увиденного (кроме стульев, заимевших необычные обличия, ещё и фотографии, и металлопластику, и биографические справки об известных дизайнерах, зрители двигались от экспоната к экспонату шажками. Что всё это такое, думаю, многие тогда толком и не поняли. Понимание наступало потом. Потом наступает сейчас.

Какой-никакой спрос на так называемое актуальное искусство всё же появляется и в Кургане. Выставка Елены Поповой «ПроСтул» в главном зауральском хранилище художественных ценностей лишь подтверждает это. На модное зрелище слетелась студенческая тусовка. Ради такого дела прервали зимнюю спячку пресыщенные (не спрашивайте — чем) представители курганской богемы, втом числе известные художники Стае Кежов, Сергей Мальцев, Татьяна Терещенко, Владимир Чалый, Игорь Щетинин. Они и рядовые зрители, несомненно, оценили скрупулёзность автора выставки в воспроизведении какого-нибудь специфического мебельного зажима или соединения, при том, что эта скрупулёзность основана на импровизации, на самоиронии, на игре, иногда почти на хулиганстве. Вот подпись к этнографическим фотографиям то ли калмыков, то ли монголов в рамках из мебельных деталей: «Мне кажется, это мои предки». Ещё надпись на так называемых «посылках»: «Мне нужно время, чтобы ревность не мешала». Здесь дизайнер, авангардист отступает в сторону, оставляя раскрытой женщину, пусть и художника.

Практически в каждом экспонате этой необычной выставки чувствуется попытка Поповой выйти за границы пластических возможностей. И иногда это здорово удивляет. Это свобода через отрицание: отрицание всего классического, отрицание быта, отрицание скуки и повседневности. Наверное, здесь и проходит «водораздел» между традиционным и актуальным искусством.

Однако неизменным остаётся то, ради, чего, собственно, всё и затевается — художественный образ. Кажется, ещё Белинский сказал, что если художественный образ есть, значит, есть искусство. В лучших своих работах («Духов дом», «Звук ветра») Елена Попова Елен вдохновенным сочетанием пластики и дизайнерской информации достигает необыкновенной эмоциональной выразительности. Когда между «чувствую» и «делаю» нет ни малейшего зазора.
Несмотря на серьёзность сказанного выше, нельзя ещё раз не напомнить отом, что автор выставки не устаёт призывать своих зрителей относиться ко всему увиденному как к игре. Именно поэтому в процессе подготовки экспозиции она отвергла её рабочее название — «Стул как архитектура», ведь архитектура требует строгого соблюдения канонов. А здесь игра, какие уж каноны!..

Мне же выставка Елены Поповой «ПроСтул» кажется незаконченным спектаклем, в финале которого должно подняться солнце и на его фоне вырастут фигуры самых первых людей. Они устали. Им хочется отдохнуть, присесть на Стул. Но его ещё нет в природе. Есть камень и упавшее дерево. Люди садятся...

Коротко о художнице

Елена Попова родилась в Кургане. Окончила Нижне-Тагильское училище прикладного искусства. Член Союза дизайнеров и Союза художников России. Участвовала в выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Ярославле, Ханты-Мансийске, Кургане, Нижнем Тагиле, дипломант Всероссийской выставки «Мир дизайна-2002». Работы в частных коллекциях, в том числе за рубежом — в Австрии, Великобритании, Германии, США, Франции, Японии.

 

Стулья. Из хроники

1850 год. Стулья начинают обивать кожей,
1803 год. Англичанин Томас Шератон публикует «Словарь мебели».
1825 год. В американском городе Коннектикут открывается первая фабрика для массового производства стульев.
1870 год. Мебельная фирма австрийца Михаэля Тоне начала выпускать до 400 тысяч «гнутых» стульев в год. Известны всему миру как «венские» стулья.
1929 год. Знаменитый архитектор Ле Корбюзье продемонстрировал образцы алюминиевых и стальных стульев. 1942 год. В Британии начало движения «Практичная мебель» (существовало до 1952 года).
1959 год. В Германии Вальтер Пабст сконструировал первые стол и стул из цельного куска пластика. 1970 год. В Европе и Америке резко возрастает спрос на дизайнерскую мебель ручной работы.

Поток сознания

В своей работе «Поток сознания» Елена Попова приводит следующие слова: проСтул, поСтулат, ноСтульгия... И предлагает зрителям дополнить этот ряд. Автор данного отчёта о выставке с удовольствием принял предложение и продолжает игру.

 

СТУЛовая,
СТУЛовище,
СТУбиЛизация,
СТУЛяга,
СТУЛьная магистраль
риСТУЛище,
СТУЛпотворение,
СТУЛбулентность,
СТУЛевар,
СТУЛбовой дворянин,
фриСТУйЛ...


Валерий Портнягин, обозреватель «Нового мира» (Курган)

 

Репортаж с открытия. Снимал Алпаткин.

С выставки. Снимал Прожога.

Хостинг от uCoz