Дизайн | Февраль 2007 |
|
Курган |
Валерий Портнягинчлен Союза журналистов РФ,
|
На импровизированной сцене молодые люди во всём чёрном, но в белых носках и перчатках, совершали странные телодвижения. Корчились в судорогах, просовывали головы между ножек и плоскостей стульев. Сами пребывая в неподвижности, вертели эти чёрные офисные стулья, играя ими... Шёл 2007 год. Елена Попова открывала выставку «ПроСтул». Гости вернисажа набили один из зальчиков областного художественного музея под завязку. Они пришли увидеть дизайнерское искусство. Те, у кого была хотя бы какая-то версия по поводу увиденного, осторожно делились с товарищами. Тем, кто никак не врубался и некстати иронизировал, вежливо советовали идти на... выставку вышивки. Или соломки и бисероплетения. Потом откуда-то прилетело иностранное слово «пер-фоманс». Да работники музея, представлявшие автора выставки и студенческий экспериментальный театр областного колледжа культуры под руководством Эдуарда Шипицина, сами и запустили этот «перфоманс». Потом к нему добавилось еще много разных слов, потом студенты-актёры унесли стулья. И остались странные вещи, сделанные из поломанных стульев, санки, лоток для газет и журналов, деревянная лошадка, северная птица, «Бруклинский мост» и даже «Ловец снов водителя «Харлея». Это всё придумала, художник и дизайнер Елена Попова. Она играла, развлекаларь сама и развлекала зрителей, предлагая то продолжить словесные игры, то нарушить её композицию из обломков стульев и создать свою. Пережёвывая впечатления от увиденного (кроме стульев, заимевших необычные обличия, ещё и фотографии, и металлопластику, и биографические справки об известных дизайнерах, зрители двигались от экспоната к экспонату шажками. Что всё это такое, думаю, многие тогда толком и не поняли. Понимание наступало потом. Потом наступает сейчас. Какой-никакой спрос на так называемое актуальное искусство всё же появляется и в Кургане. Выставка Елены Поповой «ПроСтул» в главном зауральском хранилище художественных ценностей лишь подтверждает это. На модное зрелище слетелась студенческая тусовка. Ради такого дела прервали зимнюю спячку пресыщенные (не спрашивайте — чем) представители курганской богемы, втом числе известные художники Стае Кежов, Сергей Мальцев, Татьяна Терещенко, Владимир Чалый, Игорь Щетинин. Они и рядовые зрители, несомненно, оценили скрупулёзность автора выставки в воспроизведении какого-нибудь специфического мебельного зажима или соединения, при том, что эта скрупулёзность основана на импровизации, на самоиронии, на игре, иногда почти на хулиганстве. Вот подпись к этнографическим фотографиям то ли калмыков, то ли монголов в рамках из мебельных деталей: «Мне кажется, это мои предки». Ещё надпись на так называемых «посылках»: «Мне нужно время, чтобы ревность не мешала». Здесь дизайнер, авангардист отступает в сторону, оставляя раскрытой женщину, пусть и художника. Практически в каждом экспонате этой необычной выставки чувствуется попытка Поповой выйти за границы пластических возможностей. И иногда это здорово удивляет. Это свобода через отрицание: отрицание всего классического, отрицание быта, отрицание скуки и повседневности. Наверное, здесь и проходит «водораздел» между традиционным и актуальным искусством. Однако неизменным остаётся то, ради, чего, собственно, всё и затевается — художественный образ. Кажется, ещё Белинский сказал, что если художественный образ есть, значит, есть искусство. В лучших своих работах («Духов дом», «Звук ветра») Елена Попова Елен вдохновенным сочетанием пластики и дизайнерской информации достигает необыкновенной
эмоциональной выразительности. Когда между «чувствую» и «делаю» нет ни малейшего зазора. Мне же выставка Елены Поповой «ПроСтул» кажется незаконченным спектаклем, в финале которого должно подняться солнце и на его фоне вырастут фигуры самых первых людей. Они устали. Им хочется отдохнуть, присесть на Стул. Но его ещё нет в природе. Есть камень и упавшее дерево. Люди садятся...
Поток сознанияВ своей работе «Поток сознания» Елена Попова приводит следующие слова: проСтул, поСтулат, ноСтульгия... И предлагает зрителям дополнить этот ряд. Автор данного отчёта о выставке с удовольствием принял предложение и продолжает игру.
|
Валерий Портнягин, обозреватель «Нового мира» (Курган)