Блокнот |
Октябрь 2003 |
|
Курган |
Слава ХристианиЖивет и работает в Кургане. Промышляет рекламой и дизайном. Искусствовед, историк, лингвист. Фамилия редкая. |
Пару недель назад занесла меня нелегкая в славный град Екатеринбург, где я, будучи в законном отпуске, намеревался встретиться со своими старыми друзьями по архитектурному институту, посидеть за общим столом, вспоминая былое, да пошляться по улицам и проспектам в надежде возродить хотя бы виртуально атмосферу нашего тогдашнего студенческого бытия. В первые же часы пребывания в бывшем Свердловске мой товарищ Слава Панин предложил (а скорее — настоял) совершить поездку, как он выразился, «в святые места». «Места» находились от города километрах в 10 по нижне-тагильской трассе, а именно — рядом с известной когда-то всей стране станцией Шувакиш — кто не помнит, там находился в советские времена большой вещевой рынок, куда стекались торговцы и покупатели дефицита чуть ли не со всего Союза, ведь там, в принципе, можно было купить все.
От нижне-тагильской трассы в лес ведет недавно заасфальтированная дорожка, вполне, впрочем, широкая для проезда двух авто одновременно. Пара километров по осеннему лесу — и перед нами ворота монастыря. Название его я на солидной табличке у ворот и прочел — гласила она, что здесь находится мужской монастырь в память о царственных великомучениках. Еще раньше Слава предупредил меня, что везет именно на место захоронения семьи последнего императора российского — как всем вам известно, похоронная команда Якова Юровского вывезла трупы за пределы Екатеринбурга, а именно — к старым соляным шахтам известного в здешних краях промышленника Строганова (а может и не его, но это не суть важно), и сбросила скорбный груз в одну из таких шахт, залив тела серной кислотой и забросав гранатами. Погребение вполне в духе новой власти — есть версия, что таким образом большевики избавлялись от потенциальных святых мощей — зачем они им, у них свои мощи в 1924 году на Красной площади появятся.
Чистые, неправдоподобно чистые аллеи, лес — без гнилья и коряг, сосны и березы как на подбор, ровные, высокие, словно свечи тянутся к низкому небу. Кто и как культивировал здешний лес, а может, как объяснил мне Слава - он (лес) здесь сам по себе таким вырос... Воздух прозрачен и горек, не верится, что в нескольких километрах к югу — мегаполис с его смогом и шумом. Вокруг - странные углубления в почве, то есть, это сначала я не понял, а потом дошло - это же и есть остатки шахт, заросшие за почти сто лет бездействия.
В центре комплекса небольшая площадь, плитка аккуратная под ногами, мостик через ров, а сами храмы напомнили мне Кижи, в которых я не был, но видел на многочисленных фото. Над лесом плывет звон местных колоколов. Моя жена Света надевает на голову платок, подвязывается неким подобием юбки — все это ей выдали у входа, негоже женщинам в монастыре с непокрытой головой и в джинсах.
Мы идем к большому кресту, установленному на гранитном пьедестале
— вот она, яма... Вокруг нее — галерея крытая, тут, говорят, монахи крестные ходы
устраивают. Снимаю и яму, чуть в нее не скатившись, и крест, и камень памятный.
Испытываю странное чувство — примерно то же самое со мной было, когда находился
на территории Бухенвальда. Здесь, правда, не место смерти, но место захоронения
уже убиенных, но все же... Слава молчит, изредка крестясь.
Далее обходим все до единого храмы — удивляюсь, как это все успели за три года всего... Их семь — по количеству членов семьи расстрелянных? — да еще монашьи кельи за изгородью (туда не пускают), да еще колокольни — старая и новая (на снимке), да плюс палаты настоятеля с надомной церквушечкой, да входной комплекс не забудем, где разместилась лавка духовной литературы. (Магазином язык не поворачивается это назвать.) Так вот, о храмах — внутри каждого смоляной запах и печи топящиеся, монахи сидят с книгами раскрытыми на коленях, свечи, свечи, свечи... Какие-то фрагменты православия вне времени и пространства, такого, каким оно представляется разве что в былинах и сказках древних. После нашего мира в котором, как ежедневное заклинание, преподносится формула о том, что человек должен быть жаден и жесток, иначе он вроде и человеком-то не может называться, после равнодушной (во многом уже с совершенно европейским оттенком) сутолоки улиц уральской столицы — увидеть такое...
Обратно едем молча, видимо каждый еще раз переживает увиденное. Бог все-таки есть. Он живет в таких вот местах, как этот монастырь под Екатеринбургом, в просторечии называемый «Ганина яма». Смотрите...
На последних двух снимках - храм «На крови» на месте памятного расстрела в самом Екатеринбурге и старая маленькая церковь, стоящая еще с середины 90-х, по моему, слева от нового храма.
Слава Христиани, октябрь 2003 г., Екатеринбург-Курган, фото автора.