на главную

Арт

Ноябрь 2003
Курган

Юрий ВещиковЮрий Вещиков

Член Международной ассоциации художников ЮНЭСКО, член Союза художников России. Был первым председателем Курганской областной и городской организации Союза архитекторов.
 

16 октября 2001

Юрий ВещиковЮрий Иванович Вещиков, член Международной ассоциации художников ЮНЭСКО, познакомил меня со своим проектом. Суть этого долговременного проекта, такова: в течение трех лет написать портреты тридцати спортсменов-зауральцев мирового уровня. Это «заслуженные мастера спорта», «мастера спорта международного класса», чемпионы Мира, Европы, Россиии, участники Олимпийских игр, обладатели Кубка Мира. Приступив к работе 31 января 2000 года, художник начал уже 27 портретов.Среди них портреты двукратной абсолютной чемпионки Мира по высшему пилотажу Светланы Капаниной, чемпиона мира по греко-римской борьбе Александра Меньщикова, трехкратного победителя Всемирных шахматных олимпиад, международного гроссмейстера Сергея Рублевского; заслуженных мастеров спорта Михаила Казанцева и Дмитрия Петровича Соколова; участницы Олимпиады в Сиднее, мастера спорта международного класса, бегуньи Ирины Мистюкевич и многих других. В конечном итоге все эти портреты должны войти в серию «Спортивная слава Зауралья» и быть изданы в виде альбома из 30 портретов. За судьбой проекта будем следить.

Юрий Прожога.

25 января 2002

Спустя три месяца я вновь посетил Юрия Ивановича в его мастерской. В проект добавлены новые портреты. Это Геннадий Солодов, участник Олимпиад 60 и 64, Алексей Марковский, серебрянный призер московской Олимипиады-80 по плаванию, Елена Барановская. абсолютная чемпионка СССР по конькам 1985- 86 гг., Галина Войлошникова, чемпионка мира по конькобежному спорту на отдельных дистанциях, Николай Ощепков, мастер спорта международного класса по греко-римской борьбе, Юрий Игнатенко, чемпион России, серебрянный призер Чемпионата мира, чемпион Всемирных игр-93, чемпион Панамериканских игр, мастер спорта по дзюдо.

Юрий Прожога.

Август 2002

На день города в августе 2002 года Юрий Иванович выставлял свои работы в выставочном зале Союза дизайнеров. К этому событию был выпущен полноцветный буклет, который спроектировал я.

Юрий Вещиков

Юрий Вещиков

Юрий Прожога

12 января 2003

ОБЪЯВЛЕНИЕ
Проект Юрия Ивановича 31 января увидят посетители Курганского художественного музея. Открытие в 16.00. На эти работы стоит посмотреть.

Юрий Прожога.

Июнь 2002
Спортивная галерея

33 портрета известных и заслуженных мастеров спорта Зауралья создал курганский художник Вещиков Юрий Иванович

Юрий Иванович Вещиков и сам не менее известный мастер, чем его герои художественных полотен. Вещиков — член Международной ассоциации художников ЮНЭСКО, член Союза художников России. У себя в Зауралье он был первым председателем Курганской областной организации Союза архитекторов, а в настоящее время возглавляет городскую организацию Союза архитекторов.

Сегодня Юрий Иванович — пенсионер. Но в свои 64 года бодр духом и телом. Ведь и сам в молодости увлекался спортом. В основном, игровыми видами: футбол, волейбол, хоккей. Даже надевал боксерские перчатки. Бегал различные дистанции легкой атлетики. Как сам говорит, с 85 по 92 год вел довольно активный образ жизни. В понедельник, среду и пятницу — 10-километровый кросс, в субботу — 20-километровый. Вот поэтому не случайно родилась идея создать галерею из портретов тридцати спортсменов-зауральцев мирового уровня. Это заслуженные мастера спорта, мастера спорта международного класса, чемпионы мира, Европы, России, участники Олимпийских игр, обладатели кубка мира. К своей работе он приступил 31 января 2000 года.

Помощь в работе над портретами оказали Валерий Иванович Паниковский и Анатолий Петрович Пухов, представившие художнику свои архивы, оказал помощь и Сергей Александрович Рогулин. К сожалению, герои Юрия Ивановича люди занятые и для позирования не могут выбрать достаточно времени. Процесс работы над портретом не обходится одним днем. Важно ведь не только передать черты лица, а показать характер, дух спортсмена, его внутренний мир... Поэтому в процессе создания портретов приходилось использовать фотографии спортсменов, рассказы людей, их хорошо знающих. Так, например, образы наших самбистов-динамовцев Юрий Иванович запоминал по фотографиям, которые висят на стенде в Доме спорта «Динамо». Посмотрит и к себе в мастерскую — наносить на холст очередной мазок кистью. Благо мастерская расположена в ста метрах на улице Ленина, 12, где находится областной Союз архитекторов.

Большую помощь в работе оказал Н.В. Парышев, возглавляющий предприятие «Курганстальмост». При его содействии на просьбу художника об изготовлении рам для портретов прислали специалистов. В короткие сроки более тридцати рам были привезены в мастерскую художника.

Но сегодня можно сказать, что работа над серией «Спортивная слава Зауралья» завершилась. Ушло на это много времени и средств. Личного времени и личных средств. А чтобы продолжить, нужно... И мы можем только сказать огромное спасибо Юрию Ивановичу Вещикову за его личный подвиг. Юрий Вещиков

В серию «Спортивная слава Зауралья» вошли портреты мастера спорта международного класса по высшему пилотажу Светланы Копаниной, МСМК по легкой атлетике Елены Копытовой, Веры Чувашовой, Ирины Мистюкевич и Елены Гончаровой, МСМК по боксу Романа Филимонова, МСМК по греко-римской борьбе Николая Ощепкова, МСМК по водомоторному спорту Владимира Гарагули, международных гроссмейстеров по шахматам Юрия Балашова и Сергея Рублевского, журналиста заслуженного работника культуры России и автора трех документальных книг о лучших спортсменах и тренерах Зауралья Валерия Паниковского и других.

Бело-голубая динамовская серия представлена следующими портретами: братья Евтодеевы — Виктор Федотович, заслуженный тренер ДЮСШ олимпийского резерва, подготовивший десятки мастеров спорта, в том числе международного класса, и Владимир Федотович, МСМК по борьбе самбо и мастер спорта по греко-римской борьбе, серебряный призер чемпионата мира среди ветеранов по самбо.

Казанцев Михаил Геннадьевич — ЗМС по борьбе самбо, двухкратный призер Кубка мира, четырехкратный победитель чемпионатов стран Азии.

Колесников Сергей Викторович — ЗМС по борьбе самбо, МСМК по дзюдо, неоднократный чемпион - призер чемпионатов мира и России по дзюдо и самбо. Участник XXVI летних Олимпийских игр (Атланта, 1996 г.).

Стенников Михаил Глебович — МСМК по борьбе самбо. Чемпион России, обладатель командного Кубка мира, призер чемпионата Европы, чемпион мира среди ветеранов (1993 г.).

Задорин Сергей Викторович — МСМК по борьбе самбо, победитель Кубка мира (Кстово, 1996 г.). Серебряный призер чемпионатов Азии, России, всемирных игр в Гаване.

Игнатенко Юрий Анатольевич — МСМК по борьбе самбо. Серебряный призер всемирных Олимпийских игр по неолимпийским видам спорта.

Лаврентьев Олег Анатольевич — МСМК по борьбе самбо, двухкратный серебряный призер чемпионатов Советского Союза и Кубка СССР, чемпион спартакиады народов Российской Федерации.

Жданов Владислав Михайлович — МСМК по борьбе самбо. Победитель первенства среди молодежи в Англии.

Мазалов Владимир Владимирович — МСМК по лыжам. Чемпион СССР в гонке на 50 км. Член олимпийской сборной СССР (1984 г.).

Заболотняя Людмила Федоровна — МСМК по биатлону. Чемпионка I чемпионата мира по биатлону в эстафете 3х5 км, серебряный призер в спринтерской гонке (Франция, 1984 г.).

Васильева Лилия Викторовна — МС по конькобежному спорту. Заслуженный тренер России.

Барановская Елена Брониславовна — МС Советского Союза по конькобежному спорту. Многократный победитель международных соревнований по конькобежному спорту.

Войлошникова Галина Георгиевна — МС Советского Союза по конькобежному спорту. Победительница первенства мира среди молодежи на 1000-1500 метров, серебряный призер в абсолютном зачете в Голландии.

Соколов Дмитрий Петрович — ЗМС по биатлону. Заслуженный тренер РФ, чемпион мира в командном зачете (1959 г.). Первый участник Олимпийских игр от Курганской области (США, 1960 г.).

Баскаль (Калинина) Ольга Юрьевна — МС по лыжным гонкам, победительница I Динамиады соцстран, абсолютная чемпионка Спартакиады народов РСФСР.

Огаркова Людмила Дмитриевна — МС по биатлону, многократная чемпионка СССР и Российской Федерации.

Информ-право, Курган.

1 ноября 2003
Сюжет с неоплаченным счетом

— Зачем вы пришли? Не думаю, что я представляю для журналистов интерес. Я человек без будущего.

— Выставку Вашу хочу посмотреть про спортсменов, — сказала первое, что пришло на ум, слегка опешив от холодного приема.

— Выставку? А кому нужна эта выставка? Вот смотрите, она на полу. Я проследила взглядом за рукой художника. Действительно, на полу стояла «Спортивная слава Зауралья». Именно так называлась выставка члена Международной ассоциации художников ЮНЕСКО, члена Союза архитекторов России Юрия Ивановича Вещикова, посвященная 60-летию Курганской области. 33 портрета известных и заслуженных мастеров спорта.

Юрий ВещиковСпортсмены стояли друг за другом плотным рядком. Отчетливо видно было только первого — Александра Меньщикова. Такое ощущение, что художник запечатлел его на ходу. В синей распахнутой куртке Саша подался всем корпусом вперед. И смотрит куда-то вдаль, за горизонт. Наверное, туда, где вот-вот должен состояться очередной поединок на борцовском ковре. Позже я узнаю, что почти так оно и было на самом деле. Вместо десяти обязательных сеансов чемпион мира постил у живописца только четыре. Потом умчался на соревнования, даже не успев предупредить Юрия Ивановича.

Кофе будете?

— С удовольствием, — быстро согласилась, обрадовавшись перемене настроения хозяина и поняв, что разговор все-таки состоится.

Я пришла в мастерскую Ю. И. Вещикова вовсе не затем, чтобы посмотреть на его спортивную коллекцию. Ее я видела еще зимой на презентации, когда шли областные юбилейные торжества. Меня привело другое. Дело в том, что незадолго до этого мы разговорились с коллегой Вячеславом Аванесовым. «Вчера был на выставке Вещикова, — сказал Слава. — Неважнецки выглядит мэтр. Видно, сильно переживает из-за житейских неурядиц. Ты вот ищешь героев для своей рубрики «Характер и обстоятельства». Вот тебе и характер. Вот тебе и обстоятельства. Вот тебе судьба конкретного человека».

Юрий ВещиковЧто я знала о Юрии Ивановиче до встречи с ним? Только то, что написано в биографических справочниках, да то, что рассказывали о нем знающие его люди. Родился в Москве в 1938 году. Когда началась война, родители переехали в Нижний Тагил. В этом городе прошли его детские и юношеские годы. После школы пошел работать на «Уралвагонзавод» слесарем. В 1959 году призвали в армию. Попал на Тихоокеанский флот. Четыре года служил на острове Русском. Демобилизовавшись, поступил в Уральский политехнический институт на специальность «инженер-архитектор». В 1967 году по распределению приехал с молодой женой в Курган.

Начинал работать инженером в проектном институте (сейчас - «Кургангражданпроект»). В то время в области не было своей архитектурной школы, а молодые специалисты очень нуждались в ней. Вещиков решил восполнить пробел. Тринадцать лет он возглавлял Курганскую областную организацию Союза архитекторов России и, как мог, помогал начинающим. Это были очень непростые годы, полные профессиональных споров о развитии архитектуры, часто непонимания его позиции коллегами и чиновниками.

Около трех лет назад Ю. И. Вещиков образовал и зарегистрировал аналогичную городскую общественную организацию «Союз архитекторов». По сей день является ее председателем.

По проектам Юрия Ивановича в Кургане построен ряд зданий. Сам он приписывает свое бесспорное авторство двум — художественному музею и Дому архитекторов, который сейчас именуется Союзом дизайнеров. Хотя, безусловно, участвовал во множестве других проектов. Но это было уже коллективное творчество. Например, стела, посвященная зауральцам — Героям Советского Союза, была сотворена в соавторстве со скульпторами Тамарой и Валерием Лытченко-Меткими.

Юрий ВещиковВсю жизнь Юрий Иванович параллельно с архитектурой занимался живописью. Здесь его творчество очень разноплановое и многожанровое. Портреты, этюды, пейзажи, натюрморты. Одна из последних работ — триптих. Серьезная вещь. Много философии, личного, пережитого, мечтательного и желаемого, которого в действительности так не хватает. Во всяком случае, мне так кажется. На картинах — строгие прямые линии, персонажи имеют правильную геометрическую форму. Например, голова бабочки выполнена в виде круга, и от этого она кажется космическим, неземным существом.

— Так получилось по жизни, — говорит Юрий Иванович, — что изначально я архитектор. Это как бы довлеет надо мной. Триптих — три вещи одного целого. В то же время каждая картина самостоятельна, отдельный мир. На первой я пытаюсь представить, скажем, в определенном интерьере загородный жилой дом. Он очень уютный. Непременно с камином. Кстати, это моя голубая мечта иметь дом с камином. Я хочу заполнить этот дом достойными вещами — красивыми скульптурами, гобеленом...

— Такое впечатление, что сюжет не закончен...

— В своих работах я стараюсь передать чувства. Не столько тему, сколько чувства. Нет, не могу объяснить... Слишком заумно получается. Мне довольно трудно выразить чувства в фиксированном виде уже окончательно. Все идет на уровне подсознания.

— Какую роль играет церковь?

— Это не только определенный элемент но еще мое отношение к жизни. Хотя я человек неверующий. Думаю, от этого проистекают все мои проблемы. Часто ловлю себя на мысли, что изначально неправильно то, что я человек неверующий... Впрочем, Вызнаете, я такой запутанный художник, который сам не знает, чего он хочет...

— А как родилась идея создать коллекцию «Спортивная слава Зауралья»?

— Спорт всегда был мне интересен. В молодости я сам им увлекался. В особенности игровыми видами. Играл в футбол, волейбол, баскетбол. Чем только не занимался! Моя беда в том, что я постоянно разбрасывался. И в спорте, и в жизни. Этого делать нельзя. Надо быть целеустремленным человеком и бить в одну точку.

Впервые я задумался о спортивной серии, когда начал писать портрет Рублевского. Это было 31 января 2000 года. Журналист Валерий Паниковский посоветовал расширить границы и создать целую галерею выдающихся спортсменов. Благо Зауралье ими богато.

Писать спортсменов, рассказывал Юрий Иванович, было невероятно трудно. Они, как известно, люди занятые. Чтобы написать хороший портрет, надо как минимум месяц работы. Но только два человека выполнили его условия. Над серией художник работал три года.

Юрий ВещиковВо время нашей беседы в мастерскую вошла почтальонка и вручила Ю. И. Вещикову заказное письмо.
— Опять счет! — вздохнул мастер.
Мастерская Юрия Ивановича находится в здании Союза дизайнеров. Ее он строил своими руками. Потратил в свое время все свои сбережения. Как радовался, когда в 1999 году был заключен договор аренды с департаментом по управлению муниципальным имуществом на персональную мастерскую. «Наконец на 61-м году жизни созданы все условия для творческой деятельности члена Союза художников России, — сказал тогда Юрий Иванович. — И мне бы очень хотелось реализовать свой потенциал». Эти его слова приведены в информационно-биографическом справочнике «Кто есть кто».

И все бы ничего, да душат налоги да коммунальные платежи. Жена художника Валентина Александровна потом расскажет мне невеселую историю. Ровно год назад из муниципального предприятия «Восток» на имя Ю. И. Вещикова пришел счет на 24 тысячи рублей — долг за аренду за год. Каждый месяц ему надо было платить за аренду по 2 тысячи, а пенсия составляла всего 1, 5 тысячи. Когда Юрий Иванович увидел счет, ему стало плохо. Он перенес большой стресс, впал в депрессию. Не мог спокойно спать. Все повторял: «Сейчас придут, все опишут, и мы останемся без средств существования, все умрем». Расстройство здоровья было настолько серьезным, что пришлось лечь в больницу.

Дело с большим долгом в городской администрации, по словам Валентины Александровны, тогда уладили, художнику не пришлось платить. Юрий Иванович заключил с администрацией города соглашение о взаимном сотрудничестве, и мэрия предоставила ему льготы на аренду на весь 2003 год. Но страх потерять мастерскую не проходит, потому что платить за помещение все равно надо.

Сегодня трудно приходится всем. Вещикову вдвойне труднее, потому что он так и не сумел адаптироваться в рынке и писать картины на заказ. С ностальгией вспоминает то время, когда существовала система поддержки профессионалов. В Кургане был художественный фонд. Все заявки поступали в этот фонд и там распределялись между художниками равномерно. Примерно такая система существовала и в архитектуре. Часть процентов зарплаты, которую получали архитекторы, шла в фонд поддержки. Поэтому специалисты чувствовали себя защищенными, знали, что государство в них заинтересовано. Сейчас — каждый сам за себя. Выживай, как можешь.

Кроме того, Юрий Иванович очень раним, уязвим и необычайно совестлив. «Я не могу, — говорит, — заходить в художественный музей. Меня работники ругают за то, что я запроектировал не шатровую, а плоскую крышу, а она теперь течет. Я вижу, что здесь есть огрехи строителей, но, если я буду это доказывать, получится, что оправдываюсь...»

***

Когда материал был подготовлен к печати, я позвонила художнику домой, чтобы уточнить одну деталь. Валентина Александровна сообщила, что Юрий Иванович снова в больнице. Накануне он принял решение отказаться от своей мастерской и закрыть городскую общественную организацию «Союз архитекторов». Только сейчас до меня дошел истинный смысл фразы: «Я человек без будущего». Мастерская была для художника вторым домом. «Лишиться ее, — говорил Юрий Иванович, — это все равно что лишиться правой руки».

— Я успокаиваю его, — рассказывает Валентина Александровна. — Вспомни, Юра, говорю, как мы начинали. Дома стоял мольберт. И ничего. Сейчас снова поставим. Только куда девать картины? Их в мастерской сотни две».

Будет очень жаль, если «Спортивная слава Зауралья» пойдет с молотка. Коллекция уже сейчас историческая ценность. А могла бы стать еще и музейной редкостью.

Валентина Пичурина, «Новый мир»
Фото Юрия Прожоги.

Хостинг от uCoz