на главную

Арт

Сентябрь 2002
Курган

Виктор Сафронов

Художник. Умер.
 

Сегодня мы встречаемся с человеком, который профессионально занимается продажей произведений, созданных курганскими художниками – бессменным директором художественного салона областной организации Союза художников Виктором Сафроновым. Сам Виктор Иванович в прошлом тоже художник и всю творческую кухню знает, как говорится, от и до. Учился в Ленинградском медицинском институте, затем окончил Ленинградское художественное училище (бывшее Таврическое). Был награжден медалью ВДНХ СССР и городской премией «Признание»..

Виктор Сафронов:
Курганский покупатель устал от пейзажей

Директор художественного салона – об искусстве, художниках и арт-рынке

Виктор Сафронов— Виктор Иванович, что вы думаете о современной культурной ситуации?
— На мой взгляд, она мало отличается от культурной ситуации советских времен. Отличие в том, что вырос темп потребительства. Прорвало плотину, и люди кинулись потреблять. Появились новые, не художественные, а потребительские ценности. То же самое было в СССР после войны. На рынке продавали коврики, примитивные картинки…
— «Налетай, не скупись, покупай живопись?»
— Конечно. Если бы это было не нужно, то исчезло бы само собой. Так что все повторяется…
Люди, у которых есть деньги, живут в совершенно другом темпе. Деньги нужны человеку, чтобы снизить темп жизни. Богатый проживает более длинную жизнь.

— А я-то всегда считал, что у богатых есть все, но нет времени по-настоящему воспользоваться плодами своих успехов.

— Нет, это не так. Совсем не так. Вершины искусства, на которые можно ориентироваться, уже достигнуты. Все настоящее должно отлежаться, пройти экспертизу временем и не затухнуть. ЮНЕСКО собрало статистику – какой срок уходит на признание того или иного художника. Практика показала, что профессиональный действующий художник опережает современников лет на пятьдесят. То же и с изобретателями, учеными – нобелевские премии до сих пор присуждаются за разработки шестидесятых годов! А вот новые технологии в искусстве действительно меняются. Художники хотят при их помощи достичь чего-то такого, что восхитит окружающих. В искусстве все построено на честолюбии творца. Это его греет и стимулирует. Но оказывается, что новые технологии мало что дают. Только в первом применении. Изобрели аэрограф – начался бум. И вскоре схлынул. Появилась синтетическая кисть, которая лучше колонковой – и с ней та же ситуация.

— Еще появились акварельные краски, которые не выцветают от времени.

— С ними дело обстоит так. Все природные красители не выцветают. Вопрос упирался в искусственные краски – ведь природная палитра маловата, достигает только 140 цветов, а художнику хочется достичь максимальной выразительности. Возможности у искусственных куда больше, но на свету они до недавнего времени выгорали. Сейчас эта трудность разрешена, и можно без проблем писать искусственными акварельными красками. Вот появился компьютер, который открыл новые возможности. Но разрешающие способности мозга человека таковы, что он считывает информацию с компьютерной картины за 20 минут. И все – больше она ему неинтересна. А картины, висящие в музеях сотни лет, по-прежнему нас волнуют. Их информационная составляющая гораздо выше.

— Думаю, можно смело говорить и об энергетике великих картин, их потрясающей ауре.

— Да, картина – это отпечаток души автора.

— Во времена СССР основным заказчиком художника было государство. Сейчас художник оказался во власти свободного рынка…

— Государство содержало искусство по одной простой причине. Оно прекрасно понимало, что во все времена искусство необходимо людям, поскольку это способ передачи информации при помощи эстетики. Искусство стало эстетическим инструментом для быстрой передачи идей. Когда государство поняло, что это действенно, оно стало опекать искусство. Была создана своего рода монополия – все художники так или иначе стали подчиняться идеологическому отделу ЦК. Это развращало художника, поскольку давало возможность брать не качеством работ, а умением «поделить пирог».
В советские времена профессиональный художник по статусу приравнивался к кандидату наук – он получал бесплатную квартиру, мастерскую, отдыхал в Домах творчества, ездил в творческие командировки. Многие считают, что в те годы у художника не было возможности экспериментировать. Утверждаю: была! Но нельзя было показывать свои эксперименты. Это снижало твой рейтинг в глазах обкома партии, и ты мог остаться без гарантированной работы.  Могу рассказать, как уезжал Шемякин. Мы с ним были знакомы, я разругался с ним на его последней выставке в Ленинграде незадолго до отъезда. В те годы у нас еще никто не знал слова «пиар». Но то, чем занимался Михаил, по-другому не назовешь. Он повышал свой рейтинг во французских СМИ, которым был нужен скандал. Уже тогда Шемякин был грамотным пиарщиком. В современной же России художнику диктует не рынок, а человек с улицы. В этом большая разница.

Оказалось, что художник, если он профессионал, не в состоянии заниматься продажей своих работ – ему просто некогда. Сначала художники попробовали торговать сами. Но вскоре все поняли, что рынок должен сформироваться. Нужна некая структура, которая проводит ежедневное, ежечасное сканирование рынка и выдает систему заказов художникам. Такой структурой и стал художественный салон областного отделения Союза художников. Нами выдаются общие рекомендации и потом, когда художник на них откликается, идет углубление. Например, на сегодняшний день покупателю не нужны просто пейзажи, если это только не что-то экстраклассное. Обычные пейзажи уже перешли на уровень простого украшательства. На сегодняшний день в Кургане (подчеркиваю – не в Екатеринбурге и не в Перми) ремесло уходит на второй план. Люди требуют художественности, оригинальности восприятия и воспроизведения.
Но художник, который сидит в мастерской, этого не знает! Меня спрашивают: а почему ты занялся этим делом? Сидел бы себе и писал картины. А дело в том, что ситуация изменилась заметно, художники стали нищать. Создалась ситуация, когда художник тратит 50 процентов времени, а то и больше, на то, чтобы пролоббировать себя и у него купили картинку. То есть стал творить как бы мимоходом. Значит, качество работ падает. Я решил исправить ситуацию.

— А какие жанры сейчас интересуют покупателей?

— То, что не может сделать фотоаппарат. То, что не может сделать компьютер. То, что может искренне сделать человек, обладающий определенным мастерством.

Художник должен быть все время в форме. Муза приходит и уходит, но ты должен быть готовым ее встретить! Система тренажа хорошо отработана во Франции и в России – если ты работаешь по шесть часов в день, у тебя проблем не будет. Даже при откровенно нищем курганском рынке ни один художник, работающий по шесть часов в день, с голоду не умер.

Я больше забочусь о покупателях, чем о художниках. Сейчас пришел новый класс людей, у которых появились деньги. Они знают, что картины – это хороший тон, но пока слабо разбираются в искусстве. Ведь что такое картина? Здесь никаких секретов нет. Это психотерапия. Все это прекрасно поняли.

 В салон заходит неподготовленный покупатель. Последний раз картину он видел в «Родной речи». А сейчас ему это понадобилось. В России у людей это естественная потребность – я думаю, это связано с религией, ведь русский человек всегда занят богоискательством. Поэт в России больше чем поэт, и художник - тоже. Кстати, в России до сих пор сохранилась классическая 17-летняя система образования художника. На Западе этого никто не может себе позволить. Четыре года колледжа – и вперед! Художнику говорят: парень, ты потратил деньги на бумагу, краски и кисти, вот тебе система, по которой ты быстро возвратишь эти деньги. У нас все построено по-другому. И потребитель тоже другой.
Кто в Кургане первым откликнулся после этих безумных лет на изобразительное искусство? Директорат. У директоров был достаточно высок культурный уровень и достаточно денег. В Кургане появились местные коллекционеры. Это люди довольно требовательные, деньги на ветер не бросают. На второе место вышли очень способные к восприятию люди, у которых появились деньги от бизнеса. Радует, что многие первые лица города и области также стали собирать картины, неплохо разбираться в искусстве и, как следствие, лучше понимать проблемы художников.

Вот возьмем большого артиста. Олег Табаков выходит на сцену двенадцатый раз в одном и том же спектакле – и зал снова плачет! В чем тут дело? Ему много дал Бог и он прошел хорошую школу, научившись владению своим талантом. Он может включить его, может выключить. Это называется профессионал. Любитель может выплеснуться один раз так классно, что профессионалов оторопь берет! Но он не знает, как это сделать во второй раз…

В Кургане сейчас живет около 130 дипломированных художников, включая прикладников. За шесть лет можно выучиться на художника-прикладника, но живописцу требуется на это не меньше пятнадцати лет. Сначала нужно проявить свой талант, потом пройти специальную школу умения управлять собой, а потом снова стать самим собой - потому что ты интересен зрителю не тем, что прошел школу, а своей индивидуальностью. Нужно освободиться от груза полученных знаний. Но повторюсь, на это требуется колоссальное количество времени, и не каждый на это рискует пойти.
И тем не менее в списке профессий Госкомтруда нет художника-профессионала. Есть художник-декоратор, есть мультипликатор… У художника не идет трудовой стаж, поскольку нет трудовой книжки. Нас даже в больницу не принимали! В 1998 году Дума приняла Закон о творческих союзах. Отдали на подпись Президенту, а он слег в ЦКБ. Потом решил изучить дополнительно. Пришел новый Президент… А воз и ныне там.

 За последние годы мы устроили выставки курганских художников во Франции, Германии и Англии, общались с тамошними профессионалами. Так вот, там могут себе позволить писать в свое удовольствие только люди, у которых есть достаток, некая рента. Простые художники себе позволить этого не могут. Ведь существует целая индустрия. Есть мировые каталоги, в которые нужно попасть. Для этого нужно достичь определенных результатов, и тебя будут в течение пяти лет обкатывать по всему миру за копейки. У нас такой системы пока еще нет.

— Даже и при нынешней системе некоторые художники считают, что салонное искусство губит творчество.

— Так говорят не все. Так говорят состоявшиеся художники – те, кто попал на перелом. Их квалификация гораздо выше, чем потребности современного рынка. Такой художник должен либо искусственно снижать свой уровень, либо куда-то уходить. Это вопрос внутренней гармонии автора.

В теории эстетической информации, созданной еще в 1956 году, Молль доказал применительно к художникам, что элемент новизны в произведении должен составлять не более 20 процентов. Если больше – у автора могут быть проблемы. Психология восприятия нового поколения возникает не на пустом месте, не падает с Луны.

 Это не консерватизм, это просто здоровая преемственность, и у художников она должна быть. В силу разных обстоятельств творец нетерпелив, он хочет на своем веку перепробовать все. Так уж он устроен.

 Говоря о салонном искусстве, можно вспомнить, что когда-то в Петербурге салон мадам Шерер считался законодателем мод. Ничего плохого в этом нет. Что такое салон? Место, где стоит проба, как на золотом изделии: это сделано хорошо. Здесь можно увидеть качественное, проверенное временем искусство. Оно может быть разных направлений, создаваться в разных техниках. Но высокое качество – в первую очередь.

— Кого из курганских художников вы могли бы назвать коммерчески успешными, востребованными рынком?

— Опять же, что называть коммерческим успехом? Один художник продает три картины в год, другой – многие десятки, но этот первый может зарабатывать гораздо больше. Сейчас в Кургане есть примерно пятнадцать художников выше среднего класса, имена которых на слуху у потребителя. За их картинами специально приезжают покупатели из Екатеринбурга и Москвы. Каждый потребительский слой предпочитает «своих» авторов. Называть имена, думаю, не стоит – они всем известны.

Дмитрий Быков
Фото Леонида Архипов

Хостинг от uCoz