Арт | Январь 2003 |
|
Курганская область |
Юрий ПотеряевРодился в 1961 г. 9 апреля, в городе Красноуральске Свердловской области. Средняя школа, армия; рисовал с детства, но кружков по рисованию и всяких официальных выставок избегал почему-то. Поступать куда-то тоже не поступал. Работаю в районном Доме культуры художником-оформителем. Участвовать в выставках стал с 1982 года: в районных, областных и в двух российских. В 1987 году стал лауреатом Всесоюзного фестиваля народного творчества в жанре политического плаката. Впервые в атмосферу настоящего творчества окунулся в 1988 году в Краснодарском крае, там, на пленэре работал вместе с профессионалами, в Доме творчества, где вёл семинар Владимир Кривоносов. Цель творчества — самоотдача, говоря словами Бориса Пастернака. Рисование для меня — образ жизни. А интересует сюрреализм, абсурд в литературе, живописи, жизни. На выставках эти работы показывал мало. Всё, в общем, для себя… |
Юрий участвовал в оформлении московских журналов: «Российский гитарный альманах» (Изд. «Начала - пресс», 1991г.) «Гитарист». (Музыкально-литературный иллюстрированный. 1994г.), «Шелест». (Частный журнал. 1992-1993г.). В эти же годы в районной и областных газетах было опубликовано несколько его иллюстраций и карикатур. В 1989 году в областной газете «Молодой ленинец» напечатана первая большая статья о Юрии Потеряеве —«"Сюрреалист из глубинки. Штрихи к портрету художника» журналиста Вячеслава Мартьянова, а в 1991 году, вместе со своими работами, каргапольский художник впервые предстал перед курганскими телезрителями в передаче «Альбом» редакции художественных программ.
Добавлю, что среди своих учителей Юрий называет — графика Михаила Ромадина и Дэвида Хокни (английский художник, с большим юмором соединивший в своих работах академический классицизм с элементами поп-арта). В искусстве ничто не возникает на пустом месте. Матисс говорил, что настоящий художник всегда находится под чьим-то влиянием. Немало потеряевских работ выполнено в традициях Рене Магритта, Марка Шагала, Михаила Шемякина. Иногда это сделано с большим юмором, как яркий тому пример — клетчатый персонаж Казимира Малевича, который по воле нашего современника, держится одной рукой за сердце, другой за голову. |
Учась по книжным и журнальным иллюстрациям и публикациям, не копируя мастеров, брал лучшее от них, стараясь выразить в картинах собственное «я», самостоятельно изучая различные техники живописи и экспериментируя с различными стилями изобразительного искусства, а заодно и с материалами, вобрав в себя многие школы и традиции художников, ! где не последнее место занимает творчество сюрреалистов: Сальвадора Дали, Макса Эрнста, Хоана Миро, Юрий Потеряев сформировался как современный мыслящий художник, владеющий большим творческим арсеналом и потенциалом, но отдающий предпочтение прежде всего абстрактному направлению в искусстве. |
В чём же истоки магии его творчества?Не боюсь поручиться за колоссальные знания Юрием литературы и искусства, философии и психологии. Всё прочитанное им однажды, навсегда сохраняется в памяти. Со многими книгами, перевернувшими наше сознание в последнее десятилетие, Юрий знаком со времён самиздата, а некоторые из них он ещё тогда проиллюстрировал (Ремизов, Мамлеев, Павич и др.). Помню, какой восторг у всех моих знакомых вызвал оформленный художником, самиздатский поэтический сборник «Цветы зла» Шарля Бодлера и графические листы к «Мастеру и Маргарите» Булгакова. Великолепная иллюстраторская работа Юрия Потеряева заслуживает большого уважения и огромного сожаления о том, что его работы не украшают массовые тиражи издании Гоголя, Достоевского, Хармса, Матерлинка. Ждут и не дождутся своего часа умные, оригинальные рисунки к русским народным сказкам. Самые яркие образцы мировой фантастической литературы, таких авторов как Рей Бредбери, Станислав Лем, братья Стругацкие, Айзек А! зимов могут быть достойно оформлены каргапольским мастером. Но пока, несмотря на огромную работоспособность автора, иллюстрации Потеряева, кроме некоторых газетных публикаций, содержат в себе только несколько малоизвестных московских журналов.… |
Практически каждое литературное произведение, оставившее след в душе и памяти художника, осмысливается и со временем в той или иной форме находит отражение в его искусстве. Изучение мифологии и философии разных народов, знакомство с различными мировыми религиями и эзотерическими концепциями построения мира - всё находит своё художественное воплощение в умелом использовании Юрием соответствующих образов и символов в своих работах. Иногда путём совершенно неожиданного их сталкивания между собой. Творчество Потеряева не ограничивается только живописью и графикой. Не менее оригинальны, богаты на выдумку и дерзкий юмор его коллажи, собранные из иллюстраций советских журналов. Достойны удивления работы Юрия, представляющие собой гибрид живописи с какими-то рельефными, а то и скульптурными конструкциями, а также предметные композиции — сюрреалистические ассамбляжи, созданные из самых разных, попавших по руку вещей, выполненные, со всеми присущими автору, иронией, фантазией и склонностью к экспериментам. Наверное, именно эти работы в наибольшей степени и отражают яркую творческую индивидуальность художника. |
С этой разновидностью современного искусства вообще редко встретишься, а уж с таким высоким художественным уровнем произведений и подавно. Занимался Юрий скульптурой, лепкой из глины. Забавно выглядит, расписанная в потеряевском стиле, бытовая кухонная утварь. Особенно разделочные доски. И уж совсем экзотика — сюрреалистическая роспись пасхальных яиц! Подробно анализировать творческую индивидуальность художника и определить уровень его мастерства - удел искусствоведов. Им, как специалистам, делать выводы — как художник владеет кистью, композицией, цветовой палитрой, фактурой материала и тому подобное.Определить же принципы и суть творчества Юрия Потеряева, исходя из всего увиденного в огромном количестве его работ, не сложно: |
Постижение художником законов гармонии и внутренней парадоксальности мироустройства заключается в целеустремлённом влечении его ко всем природным тайнам, загадкам, и глубинам подсознательного. И затем путём творческого осмысления реальности и ирреальности, пропустив усвоенные знания через призму своего художественного видения, он сам создаёт свой собственный мир свою собственную вселенную. И возникают на его холстах фантастические ландшафты придуманных миров, населённые диковинными существами, некоторые, тем не менее, несут в себе узнаваемые качества, присущие той или иной сущности бытия и его (автора) ироничный или даже критический взгляд на отображаемое. Взглянув на все эти немыслимые создания из параллельных или потусторонних миров: неведомые одушевлённые и неодушевлённые, жуткие и забавные существа, причудливые переплетения каких-то трубчатых биоконструкций, несуразные чудища, которых и во сне не увидишь, просто невозможно не поразиться буйной фантазией художника, сумевшего породить в своём воображением таких монстров, пред которыми блекнут все голливудские чудовища. |
И проводятся самые смелые эксперименты с живыми и неживыми материями, как, например — симбиоз живого и неживого, отображаются непостижимые природные и сверхъестественные явления, где особенно часто встречаются такие мутации, до каких ещё не додумалась сама природа.
И рождаются странные портреты, где пугающие патологические отклонения в строении тел и лиц людей чаще всего носят гротесковый характер и отражают ёрнический взгляд художника на двойственную суть и противоречия мира людей. Благодаря чему легко читаются те или иные психологические качества его персонажей, характеры героев, раскрывается их внутренний мир.
И возникает невиданное.
В его фантастических натюрмортах, разъятые или трансформированные до неузнаваемости на поверхностный взгляд, предметы, помещённые в непривычную для себя среду, приобретают какие-то совсем новые качества, и заставляют взглянуть по-новому не только на себя, но и на мир вещей и людей в целом.
Метаморфозы, коими подвергнуты объекты его художественного исследования, с такой смелостью препарируют реальную действительность, а порой, просто выпотрошив её, вскрывают полость скучной обыденности, высветив с непривычной стороны некоторые догмы и спорные истины.
И мы, через его работы, попадаем взглядом, как через систему искривлённых зеркал, туда, куда, казалось бы, невозможно проникнуть. И благодаря созерцанию всех воссозданных художником философских глубин макро и микро космоса, где властвует манящая тайна красок и образов, можем не только чуть-чуть лучше понять себя, но и ещё раз приобщиться к извечному спору о том, что же такое истина.
Олег Яснов