Арт | Ноябрь 2005 |
|
Пермь |
Татьяна НечеухинаТатьяна родилась в городе Кургане. Там же училась в художественной школе. Закончила художественное училище им. А.Г. Венецианова в городе Твери и факультет живописи Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества в городе Перми. Стипендиат Правительства Российской Федерации. С 1996 года преподаёт живопись и композицию в УФ РАЖВиЗ. Член Союза Художников России, доцент кафедры живописи. Участник Российских и международных выставок. |
Пять вещей поразило меня в разговоре с Татьяной. Первое это ее имя: Татьяна Нечеухина. Второе не дома, не проспекты, а настроение, заряд, эмоция. В безупречном и прекрасном Кельне так не пишется, как в Перми. Парадокс? Третье это краски, кисточки, холсты, палитра и еще необжитое пространство новой мастерской, которое любезно разделил с ней Тимофей Коваленко. Городу не до художников. Пусть помогут себе сами. Четвертое это назойливая мысль: писать, писать на одном дыхании, писать так, чтобы успеть ухватить кисточкой летучие образы, мысли, запахи. Пятое это закрытые глаза. «Зеркала души», как и любые зеркала, искажают и лгут. Ей же нужна правда, не всеобщая своя. Она художник. Первое это ее имя: Татьяна Нечеухина. Мы встретились в один из понедельников сентября.
Мне всегда казалось, что в Перми трудно быть художником. У города совсем нет ауры: романтической, мистической, другой. Он слишком будничный, слишком прозаичный
Я категорически не согласна. Есть в мире потрясающе красивые города: они чистые, с великолепной архитектурой, с историей, которую там бережно сохраняют. Например, Кельн. Я там была, ходила по улицам, все очень здорово. Но быть художником в Кельне мне бы не хотелось. Его идеальность (во мне как в художнике) рождает пустоту и дискомфорт. А здесь в Перми Меня многое раздражает. Грязь, неуют, невзрачность архитектурных построек Но все моё раздражение Оно почему-то привязывает меня к этому месту. Пермь мне не безразлична. Мне, наверное, нравится воевать с бытом, с самой собой нравится делать здесь какие-то свои вещи. Меня в нашей жизни многое раздирает на части, вызывает негодование, возмущение. Всё это надо выплеснуть на кого-то, с кем-то пообщаться, поделиться, поговорить. Не получается У меня есть холстик-товарищ, который всегда меня выслушает и поймёт.
Вот! Но на холстиках-то города практически нет: нет домов, улиц, узнаваемых городских пейзажей
Для меня город это то, что его наполняет. Это люди. Через людей можно передать все, и ощущение города в том числе. Мне кажется, что я это в свои работы вкладываю. В них есть моё oщущение неуюта У меня была картина. На фоне секонд-хэнда (тряпки, раскладушки) торгующие люди; люди, рассматривающие какие-то вещи; проходящие мимо люди; люди, жующие шаверму и прочее. В этой работе я пыталась отразить нечто глобальное: ощущение Перми. Но у меня получилась «страничка из газеты», что-то очень сиюминутное и временное. Эта работа быстро умерла, я ее уничтожила. А бывает делаешь что-то как будто бы менее значительное по идее, не стараешься вложить туда ничего вечного, большого, а работа получается. Например, эти две сплетенные фигуры. Мне кажется, в них гораздо больше всего, В том числе и города. Картину можно рассматривать, находить в ней какие-то нюансы Она может жить долго. По крайней мере для меня.
Таня, на ваших полотнах часто появляются сплетенные фигуры. Они спасение от неуюта и одиночества?
Одиночество это, на самом деле, не так уж неуютно, как кажется. Лично мне одиночество просто необходимо. Оно мне нравится так же, как и мой неуютный город. Я знаю, что одиночество вырабатывает во мне «витамины» (или «антитела»), которые позволяют сопротивляться обстоятельствам, что-то делать и как-то жить.
Но вы все-таки соединяете, сплетаете людей воедино. Сплетаете практически в клубок, в такое грустное органическое единство. Почему?
Потому, наверное, что я все время пытаюсь из этого клубка себя вырвать. Я выросла в большой семье. Всегда среди людей. Какими-то своими органами, фибрами я сплетена с ними. Представьте: щенята, их вокруг собаки много, и они жмутся друг к другу, жмутся к людям, зависят от всех А я пытаюсь вырваться, ослабить связи И не могу, мне это пока не удается. Но мое стремление быть одной, быть в ладу с собой, быть самодостаточной, свободной. Я говорю об одиночестве нормального здорового человека, которое необходимо и прекрасно.
И одиночества много в картинах
Конечно. Когда человек в толпе, его можно и не заметить. Когда он один, все внимание ему. Он главный. Мне хочется уделить каждому максимально много времени, пространства, внимания. Чтобы человек стал тем, кто он есть на самом деле, чтобы он стал значим сам для себя, независимо от того, что о нем думают и говорят другие.
Знаю определенно: есть художники, которые начинают свою работу над образом с глаз. На некоторых ваших полотнах глаза у героев закрыты. Как же «зеркало души»?
Эти художники начинают свою работу с глаз, потому что они хотят видеть в тех глазах собственное отражение. Глаза это действительно зеркало, в котором можно увидеть себя. Не того, кому они принадлежат, а себя. Момент очень обманчивый. Когда-то в детстве я поймала бабочку, держала ее в руках. Меня поразило, что яркий узор, пыльца, которая в бабочке меня привлекала, быстро сошла. Без пыльцы она показалась мне ничтожной: серое существо с лапами, невзрачными крылышками. И я подумала (не тогда, потом), что яркие крылышки это своеобразный прикид, одежды, призванные привлекать внимание. И все. А на крыльях той моей бабочки был изображен глаз! Он притягивал. Но настоящие глаза у нее были совсем другие. И суть у нее была совсем другая. И я рисую закрытые глаза, потому что хочу видеть человека таким, какой он есть сам по себе, без меня, без пыльцы, без бликов в зрачках, притягивающих внимание и вызывающих на диалог Мне диалога не надо. Я не хочу, чтобы мои герои разговаривали с кем-то. Они сами с собой разговаривают и это гораздо важнее для меня, чем диалог со зрителем.
Губы могут рассказать о человеке больше?
Губы, нос, уши, морщинки, складочки, волосики все, что составляет лицо. Я нарисовала для себя портреты Дали и Пикассо, их глаза закрыты. Можно ли их узнать, проверила на своих друзьях. Друзья мои Дали и Пикассо узнали. Хотя у обоих персонажей взгляд очень активный, безумствующий У обоих радужная оболочка слегка перекатывается вниз, выделяя белое поле, из-за чего глаза, всегда широко открытые, выглядят еще более выразительными. Глаза Дали и Пикассо позволяли им привлекать к себе внимание людей, стать тем, кем они стали. Их глаза это глаза для других: понты, пыльца. Я хочу все убрать, стереть, смыть, оставить только самую суть: когда они смотрели в себя, когда они сами с собой разговаривали
Дали с закрытыми глазами очень печален и походит на Дон-Кихота.
Хорошо, что возникают параллели. Дон-Кихот ведь тоже безумец, он вел себя не так, как того требовало общество: боролся с какими-то чудовищами внешними и внутри себя. Его не поняли
Таня, но у детей на ваших картинах глаза всегда открыты.
Дети это единственные существа, которые могут смотреть на нас. Им не надо закрывать глаза. В глазах детей фальши нет. Они никого не отражают. Только самих себя. У меня есть работа: я нарисовала свою дочку в образе Богоматери. Толчком для картины стала сцена, которую я наблюдала из окна мастерской. Пьяная женщина упала в канаву. С ней была девочка, лет трех. Женщина, пытаясь выбраться из ямы, тянула к малышке руку, чтобы та ей помогла. Девочка помогла: своей крохотной ручонкой она вытащила наружу тяжелую, пьяную материнскую тушу. Невероятная сцена, страшная. Так я нарисовала ребенка в образе Богоматери. Я еще подумала тогда, что икона «Умиление злых сердец» должна быть с детскими глазами. Только детские глаза могут растопить злобу и жестокость. Святые должны изображаться в образах детей. Есть у меня еще одна история на эту тему, ее мне рассказала сестра. На вокзале спала какая-то бомжиха, с ней маленькая девочка. Пришли менты и, попинывая, стали женщину поднимать: вставай, вставай! Женщина кривая, косая поднимается с ребенком на руках, встает перед блюстителями порядка. А девочка в этот момент прихорашивает мать, поправляет ее волосы, приглаживает их, чтобы ее мама выглядела хорошо. Как можно такую сцену увидеть и спокойно жить дальше? Как можно подобное пережить? Детей я считаю святыми, независимо оттого, кто их родители, какую жизнь они ведут.
Много ли детей на ваших картинах?
Немного Просто прежде чем что-то появится на холсте, это надо пережить, пропустить через себя. Поэтому, наверное, в любой работе я всегда пишу себя. Мне говорят, что узнают на картинах мои руки. Откуда? Сначала я не думала на эту тему, но, видимо, действительно- я просто всегда пишу себя, иногда даже не осознавая этого.
Мне кажется, что это довольно характерно для художников изображать себя. Самый яркий пример Зинаида Серебрякова.
Да недавно я обнаружила фотографии Зинаиды Серебряковой. На фотографиях она обычная женщина, на картинах красавица. Но самое потрясающее, что ее красоте веришь. Она не лгала, она изображала себя такой, какой была по сути: нежнейшим и красивейшим человеком. Это можно разглядеть даже на документальных снимках, на которых она как будто бы совсем не так хороша, какой предстает на собственных картинах.
Таня, но вы себя совсем не приукрашиваете, скорее наоборот
Наверняка этому есть какое-то объяснение. Но я не могу сказать, почему я так делаю. Может быть потому, что у меня нет желания себя изображать. Я пытаюсь уйти от внешней себя. Но кого я могу изобразить рядом со своей дочкой? Естественно рядом я: не портретно, по ощущению. В результате получилось несоответствие: дочка на картине реальна, я условна. Но мы о красоте Я знаю, что есть другая красота. Я сделала работу, она называется «Песня», я повезу ее в Германию На ней три русские женщины. А навеяна она фотографией какого-то немецкого военного корреспондента, снимок меня абсолютно потряс. Грубо говоря, фашист фотографирует русских женщин. Женщины стоят на снегу, в платках, обычные курские девки, толстые, внешне некрасивые позади изба, курица взлетела Все предельно просто. Но столько любви в этой фотографии, столько душевности! Все в ней так красиво и неподдельно. Снегом пахнет, здоровьем пахнет И я, заразившись этим настроением, переложив его на себя, написала трех полупьяных баб, на фоне берез. Они у меня получились, конечно, нашего времени Но мне было важно ту любовь с фотографии каким-то образом передать: некрасивых (щекастых, курносых, ушастых) женщин сделать очень красивыми. И мне кажется, у меня это получилось.
Что обычно служит толчком для начала работы: настроение, образ, мысль, цвет?
Каждый раз по-разному. Толчком может быть даже запах. Запах для меня очень важен. Например, я не люблю запах лилий и никогда не нарисую лилию, потому что ее аромат меня убивает. Хотя с изобразительной точки зрения лилия прекрасный цветок.
Как тогда на ваших картинах появляются рыбы? Вам нравится запах рыбы?
Мне очень нравится запах свежей рыбы. Конечно, я сама не хотела бы пахнуть рыбой, но когда рыба только что поймана, она пахнет водой, не обычной, внешней, а внутренней, глубинной. Мне этот запах нравится. Но рыбы в моих работах это отдельная история. Они появились после того, как я родила ребенка. Я не хотела их рисовать, сопротивлялась им, но каждое утро вставала и шла рисовать рыб. Токсикоз. Отравление. У меня было очень много рыб, я их уже терпеть не могла, но пока не выдала «рыбную» серию не остановилась. Последняя рыба в картине «Слухи»: две женщины стоят, и одна из них пригвоздила к разделочной доске ножом рыбу, совсем небольшую рыбу, рыбешку. Рыбы, надо сказать, со временем уменьшались в размерах. Пока не исчезли совсем. Рыбный период закончился, надеюсь, что закончился.
У вас был «красный» период, «рыбный» период Какой период сейчас?
Мы уже говорили об этом. Сейчас мне нравится убирать зрачки, чтобы их не было.
Если взять Модильяни, он тоже убирал зрачки. Не помню, правда, чтобы он закрывал глаза своим героиням.
У Модильяни есть разные работы, есть образы и с закрытыми глазами. Причем я эти картины обнаружила тогда, когда сама стала рисовать персонажей с закрытыми глазами. Раньше смотрела не видела. Так бывает. Когда ты сам к чему-то приходишь, ты вдруг обнаруживаешь единомышленников. Думаю, что и Модильяни не случайно убирал зрачки. Глаза отвлекали его от образа, от гармонии, которую он видел. Когда убираешь акцент с глаз, он переносится на другое: на пластику, на линию, на образ в целом. Мне очень нравится Модильяни. Еще я люблю Шилле, Петрова-Водкина. Правда, я боюсь называть фамилии любимых художников, потому что заметила: со временем эти имена меняются, пристрастия не стабильны. Однажды понимаешь: мастер, которым ты восхищалась, тебя уже больше не привлекает. В нем ничего нет: не в смысле техники по сути. И наоборот: тот, кого ты раньше не замечала, неожиданно раскрывается перед тобой как-то особенно сильно. Еще я заметила, что когда происходит такая смена, когда я вдруг открываю для себя нового художника это значит, что-то произошло. Я куда-то шагнула, подвинулась: вправо, влево, вокруг своей оси не знаю. Но я стала немного другая.
Журналист Сомова. Перепечатка из пермского журнала (название неразборчиво) 2004 года.