на главную

Арт

Февраль 2004
Курган

Алексей КочаринАлексей Кочарин

Художник. Преподаватель. Заслуженный работник культуры РФ. Член Союза художников России.
 

Мальчиков должно быть на одного больше

Курганский художник Алексей Кочарин современен, глубок, парадоксален. И он — добрый. С ним можно говорить бесконечно. Именно потому, что он интересен многим, мы и пришли в его мастерскую, а вовсе не потому, что накануне своего 50-летия Кочарин отмечен Почетной грамотой областной Думы.

Алексей КочаринНо поговорить всласть (хотя чай и был сладким) не удалось, не мастерская, а клуб какой-то! Сначала заглянул Игорь Щетинин, потом между телефонными звонками Володя Чалый предложил попробовать приготовленный им суп харчо, а заодно уж об этом харчо и маленькую лекцию прочитал. Ну ладно, Щетинин и Чалый — соседи по мастерской, но затем пришел и «дальний» Стаc Кежов с какими-то деревянными брусками. Каждый из названных несомненно художественная звезда Зауралья, но никто не смог затмить Дениску, который заявился посреди разговора. Впрочем, о Дениске попозже…

Эскиз бесконечного разговора с художником Кочариным о детях, искусстве и жизни

ВОБЩЕМ, бесконечно не получилось. Получился набросок, эскиз разговора.

Алексей, — спросил я, привыкая к запахам красок, лаков и растворителей, оглядываясь на мольберт, — ты ведь из тех художников, о которых пишут нередко. С чего начнем?

— С главного — детей. Их надо любить. А то, что пишут, то что с этого? Мне бы это в 20 лет. Но, конечно, иногда публикации, некоторая известность помогают. Например, когда автобус надо «выбить», чтобы детей везти.

Куда?

— Недалеко, по «нашим» местам — Падеринка, Куртамыш, Чашинск, Белый Яр, Каргаполье…

Это что, учебные занятия, этюды?

— Ну, этюды — это само собой. А вообще-то каждый раз мы едем туда, чтобы лучше понимать друг друга. Я и с дочкой на рыбалку за этим же хожу, не за рыбой же! Там нам никто не нужен, там нет условностей, и мы откровенны, как огонь костра.

Это твой педагогический метод?

— Какой уж метод! Вот на практике я знаю, что мальчиков в классе должно быть на одного больше. Тогда они девочкам и пальто подают, и тяжелый мольберт помогут переставить…

А почему ты ушел из художественной школы?

— Да, сейчас я в школе искусств № 3, а до этого 20 лет работал в «художке». Ушел, не захотев участвовать в недостойной возне. Какие-то «партии» численностью в 2-3 человека создавались по вытеснению друг друга — не понимаю этого! А все-то пространство для интриг — директор, десяток учителей, два бухгалтера и ни одной зарплаты! Но ради своих «боев» они забывали, что пришли работать с детьми.

А за что ты любишь детей?

— Я Макаренко не читал, поэтому мне проще их любить. Мне нравится, когда они работают, вырастают, а потом спорят со мной. Они обязаны быть умнее своих учителей. И с ними я знаю, что я необходим. Да, художник — свободная профессия, но меня нисколько не тяготит то, что я каждый день должен в восемь утра быть в школе, уйду из которой только в шесть. Они мне нужны, и я им зачем-то тоже нужен. Мы с выпускниками разных лет минимум два похода каждое лето делаем, ребята учатся уже в Питере и в Екатеринбурге, в Омске, но наши традиции не забывают.

— А группы называются «Покемоны», «Крокодилы», «Кочерыжки», — это молодой голос еще одного гостя мастерской.

— Привет, Денис! — откликнулся Кочарин. — Познакомься с журналистом, он про тебя напишет. А чаю сам себе наливай.

Пока парнишка возился с чайником, хозяин мастерской коротко представил мне своего ученика:

— Денис Ильин, ленив, но талантлив. Дениса услышанная характеристика, тем более, что в ней было больше ласки, чем осуждения, нисколько не смутила:

— Ага, талантливый, весь в Кочарина.

Алексей КочаринКак-то незаметно шустрый Дениска перехватил «власть» в свои руки и минут сорок показывал мне толстенные альбомы со множеством коллективных и индивидуальных фотографий. На снимках — закаты и костры, удивительные пейзажи, разбуженные счастливой ребятней. Купаются, балуются, своими телами копируют известные скульптуры, говорят с учителем… О чем? Может быть, какой-то ответ на этот вопрос дают надписи, сделанные на обороте некоторых фотографий: «Мы Вас очень любим!», «От отличного „двоечника“ нашему дорогому Борисовичу», «Я здесь был!», «I love you, любимый класс!», «Не забывайте нас!», «Давайте на Новый год я подарю Вам сосну», «Алексей Борисович, без Вас я не проживу», «Будьте здоровы!».

Было полное ощущение, что я переступил черту чего-то интимного, семейного. И потому легче было задать еще один «личный» вопрос:

Тебе никогда не мешало, что твоя жена — искусствовед?

— Нет. Люба — хороший искусствовед, и когда она пишет о других художниках, я им завидую. Но есть же этические правила, а кроме того, она все-таки пристрастна: оценивает меня выше, чем я есть на самом деле.

А в работу твою не вмешивается, с подсказками не лезет?

— Нет, этого никогда не было.

По многим выставкам запомнились твои театральные плакаты, афиши. Расскажи о своих отношениях с театром.

— Я учился в Питере и в Москве и, наверное, немножко избалован столичными театрами. Поэтому не могу сказать, что у меня сложились какие-то отношения с нашими театрами. Разве что с «Гулливером», который мне интересен. Всегда рад, когда для какой-то работы приезжают режиссеры Николай Гришанин, Станислав Железкин. Кое-что сделал для Уфимского театра, который понравился мне на гастролях в Кургане. А с Тюменским театром я вообще с ума сошел — поработал как художник-постановщик в спектакле по пьесе «отца» абсурдистской драматургии Эжена Ионеско. С театральной точки зрения делал все безграмотно, что в конце концов вылилось в какое-то новаторство. Во всяком случае, на родине Ионеско, во Франции, где тюменцы показали спектакль, мою работу отметили. Вся эта ситуация для театра абсурда, может быть, и нормальна, но для классического театра, конечно, должны работать специалисты.

Ты — современный художник?

— Не задумывался над этим.

Хорошо, давай по-другому. Что отличает современного художника?

— Умение жить, как осьминог.

???

— То есть чувствовать всеми «щупальцами», всем своим существом. И работать на века. Чтоб было и больно, и спокойно. Вот Дюрер работал в XV веке, но интересен и сейчас. Он современен. А Илья Глазунов, академик, с его нашумевшими «историческими» полотнами? Ну, поохали на выставках, отгадали, «ху есть кто» — надо же, в одной раме и Ломоносов, и Пушкин, и Достоевский, и Николай И, и Ленин, и Курчатов, и Хрущев! Да всех не перечислишь. Ну и что? Шум прошел, кроссворд разгадали… А у Пикассо — просто девочка на шаре. Сколько еще веков она будет балансировать на нем? То-то!

PS

Пару раз в нашем разговоре, казалось бы, без всякого повода возникали невеселые, а то и вовсе печальные темы. Специально сейчас не привожу их, да и в беседе старался увести Кочарнна в сторону от грустного. На что в ответ слышал дружески-шутливое: — К пятидесяти имею я право немного поскрипеть?

Ну, поскрипи, Леша, поскрипи! Только вряд ли твои дети воспримут этот «скрип» всерьез. Вон их сколько у тебя. У обычного человека к пятидесяти годам один-двое, ну, пятеро, а у тебя сотни и сотни! Будущее за ними. В том числе и твое.

Валерий Портнягин. Фото Николая Ушакова

Хостинг от uCoz