на главную

Арт

Февраль 2004
Курган

Алексей КочаринАлексей Кочарин

Художник. Преподаватель. Заслуженный работник культуры РФ. Член Союза художников России.
 

Время летать

Мы застаем нашего земляка, заслуженного работника культуры РФ, члена Союза художников России Алексея Борисовича Кочарина между двумя замечательными событиями.

В числе лучших представителей творческой и научной интеллигенции Кочарин был награжден Почетной грамотой областной Думы. 9 февраля он отметил свое пятидесятилетие.

Современный отечественный эссеист Виктор Ерофеев заметил однажды: «Художник не имеет возраста. В этом его преимущество перед людьми». Однако у того же автора находим суждение иного рода: «Если мужик к бальзаковскому возрасту не отлился в бронзу на всю оставшуюся жизнь, к нему приходит уныние…».

В нашем случае подобных опасений не возникает. Задолго до юбилейной даты, столь хлопотной для большинства сограждан, мэтр успел обзавестись репутацией, которая теперь успешно работает на него. Кочарин-художник всегда вызывает обостренный интерес у публики, Кочарин-педагог также необычайно востребован. Такое равноденствие талантов, заключенных в одном человеке, следует понимать как неслыханную щедрость природы, а кому много дано, с того и спрашивается изрядно и по разным счетам.

Я, конечно, говорю не о счете за мастерскую, хотя курганским знатокам колорита их подсобные помещения, действительно, влетают в копеечку — впору выдавать премиальные ежемесячно…

А если серьезно, воспитанниками Алексея Борисовича гордится не только областной центр, но и мегаполисы и столицы России, Европы, мира. Где бы они ни пускали корни, везде объявляются элитой, достигают видимых результатов. Причиной тому — особая атмосфера, царящая в кочаринских студиях, проникнутая уважением к каждой юной личности, независимо от меры способностей. Сочетание строгости и доверия, требовательности и сердечного тепла, лечебной дозы иронии и надежного плеча.

Здесь крылья прорастают даже у тех, кто от рождения лишен чувства полета, у кого слаб вестибулярный аппарат и прогрессирует высотобоязнь. В конечном итоге всем удается преодолеть земное тяготение и вкусить творческой свободы, совершенно необходимой и профессионалам, и любителям от изобразительного искусства.

Перемены (подчас разительные), происходящие с детьми под благотворным влиянием Учителя, удивляют окружающих, в том числе родителей. Какие механизмы тут включаются — остается тайной за семью печатями. Очевидно, что обычным преподаванием и воспитанием дело не ограничивается. Преподавателей тысячи, но лишь единицам удается стать вечными ориентирами в духовной биографии учеников.

Прелюбопытно, что сам Алексей Борисович первую премию получил в виде килограмма яблок к новогоднему столу. Ему, двенадцатилетнему мальчишке, заведующая продуктовым магазином доверила изваять белочку из куска шоколадного масла и Деда Мороза — из кирпичика сливочного. Новоявленный скульптор нес домой честно заработанные фрукты, придерживая ароматный пакет подбородком…

Рано обнаруженный дар проходил огранку в художественно-промышленном училище Абрамцево, на искусствоведческом факультете Свердловского университета. Диплом графика был вручен Кочарину по окончании знаменитой Ленинградской «Мухи», ныне академии. Его творческая деятельность протекала в стенах мастерской и на территориях трех школ — художественной, ДШИ N 1 и ДШИ N 3. Участник десятков выставок, лауреат конкурсов — экологического и посвященного 40-летию Победы, он не является художником одной темы, хотя определенные тенденции, конечно, просматриваются. Отдельное место занимают мотивы мифологические, общекультурные — сказываются эрудиция, пристрастие А. Б. к музыке и литературе.
Очень велико театральное, карнавальное начало — недаром Кочарина не раз приглашали оформлять драматические спектакли. В то же время сокровенно и непрерываемо стремление мастера живописать храмы и церкви малой родины. Композиционных и сюжетных картин у него не меньше, чем знаковых, метафорических.

Не вдаваясь в подробности искусствоведческого анализа, обратимся к авторитетному мнению известных курганских коллекционеров Аллы и Сергея Трущенковых:

«… Изобразительный язык и стиль Алексея Кочарина удивительно соответствует его человеческим и личностным качествам, а именно лаконичности, интеллигентности, некой изысканности и в то же время потрясающей глубинности сюжетных ходов без каких-либо восторженности и прекраснодушия».

Вместо послесловия процитирую упомянутого уже Виктора Ерофеева: «К пятидесяти годам мужик должен состояться. Главное — откорректировать свое поведение: между собой и миром возвести что-то вроде стены. Быть не самодостаточным, это не то, но и не становиться в позу просящего».

Кажется, перед нами в общих чертах портрет Алексея Борисовича Кочарина.

Поздравляем.

Живопись Алексея Кочарина

Галина Бухарина. Репродукция картины Алексея Кочарина «Тайная вечеря».

Хостинг от uCoz