Арт | Февраль 2004 |
|
Курган |
Алексей КочаринХудожник. Преподаватель. Заслуженный работник культуры РФ. Член Союза художников России. |
Мы застаем нашего земляка, заслуженного работника культуры РФ, члена Союза художников России Алексея Борисовича Кочарина между двумя замечательными событиями.
В числе лучших представителей творческой и научной интеллигенции Кочарин был награжден Почетной грамотой областной Думы. 9 февраля он отметил свое пятидесятилетие.
Современный отечественный эссеист Виктор Ерофеев заметил однажды: «Художник не имеет возраста. В этом его преимущество перед людьми». Однако у того же автора находим суждение иного рода: «Если мужик к бальзаковскому возрасту не отлился в бронзу на всю оставшуюся жизнь, к нему приходит уныние ».
В нашем случае подобных опасений не возникает. Задолго до юбилейной даты, столь хлопотной для большинства сограждан, мэтр успел обзавестись репутацией, которая теперь успешно работает на него. Кочарин-художник всегда вызывает обостренный интерес у публики, Кочарин-педагог также необычайно востребован. Такое равноденствие талантов, заключенных в одном человеке, следует понимать как неслыханную щедрость природы, а кому много дано, с того и спрашивается изрядно и по разным счетам.
Я, конечно, говорю не о счете за мастерскую, хотя курганским знатокам колорита их подсобные помещения, действительно, влетают в копеечку впору выдавать премиальные ежемесячно
А если серьезно, воспитанниками Алексея Борисовича гордится не только областной центр, но и мегаполисы и столицы России, Европы, мира. Где бы они ни пускали корни, везде объявляются элитой, достигают видимых результатов. Причиной тому особая атмосфера, царящая в кочаринских студиях, проникнутая уважением к каждой юной личности, независимо от меры способностей. Сочетание строгости и доверия, требовательности и сердечного тепла, лечебной дозы иронии и надежного плеча.
Здесь крылья прорастают даже у тех, кто от рождения лишен чувства полета, у кого слаб вестибулярный аппарат и прогрессирует высотобоязнь. В конечном итоге всем удается преодолеть земное тяготение и вкусить творческой свободы, совершенно необходимой и профессионалам, и любителям от изобразительного искусства.
Перемены (подчас разительные), происходящие с детьми под благотворным влиянием Учителя, удивляют окружающих, в том числе родителей. Какие механизмы тут включаются остается тайной за семью печатями. Очевидно, что обычным преподаванием и воспитанием дело не ограничивается. Преподавателей тысячи, но лишь единицам удается стать вечными ориентирами в духовной биографии учеников.
Прелюбопытно, что сам Алексей Борисович первую премию получил в виде килограмма яблок к новогоднему столу. Ему, двенадцатилетнему мальчишке, заведующая продуктовым магазином доверила изваять белочку из куска шоколадного масла и Деда Мороза из кирпичика сливочного. Новоявленный скульптор нес домой честно заработанные фрукты, придерживая ароматный пакет подбородком
Рано обнаруженный дар проходил огранку в художественно-промышленном училище Абрамцево, на искусствоведческом факультете Свердловского университета. Диплом графика был вручен Кочарину по окончании знаменитой Ленинградской «Мухи», ныне академии. Его творческая деятельность протекала в стенах мастерской и на территориях трех школ художественной, ДШИ N 1 и ДШИ N 3. Участник десятков выставок, лауреат конкурсов экологического и посвященного 40-летию Победы, он не является художником одной темы, хотя определенные тенденции, конечно, просматриваются. Отдельное место занимают мотивы мифологические, общекультурные сказываются эрудиция, пристрастие А. Б. к музыке и литературе.
Очень велико театральное, карнавальное начало недаром Кочарина не раз приглашали оформлять драматические спектакли. В то же время сокровенно и непрерываемо стремление мастера живописать храмы и церкви малой родины. Композиционных и сюжетных картин у него не меньше, чем знаковых, метафорических.
Не вдаваясь в подробности искусствоведческого анализа, обратимся к авторитетному мнению известных курганских коллекционеров Аллы и Сергея Трущенковых:
« Изобразительный язык и стиль Алексея Кочарина удивительно соответствует его человеческим и личностным качествам, а именно лаконичности, интеллигентности, некой изысканности и в то же время потрясающей глубинности сюжетных ходов без каких-либо восторженности и прекраснодушия».
Вместо послесловия процитирую упомянутого уже Виктора Ерофеева: «К пятидесяти годам мужик должен состояться. Главное откорректировать свое поведение: между собой и миром возвести что-то вроде стены. Быть не самодостаточным, это не то, но и не становиться в позу просящего».
Кажется, перед нами в общих чертах портрет Алексея Борисовича Кочарина.
Поздравляем.
Галина Бухарина. Репродукция картины Алексея Кочарина «Тайная вечеря».