Арт | Август 2010 |
|
Курган |
Владимир ЧалыйЛучший живописец. |
К открытию персональной выставки в Курганском областном художественном музее
«Стихи не пишутся — случаются», — объяснял читателям поэт Андрей Вознесенский.
«Я не автор собственных произведений», — говорит живописец, работы которого неизменно вызывают огромный интерес у арт-гурманов и рядовых любителей изобразительного искусства.
Его заслуги отмечены, конечно, определенным количеством премий и лауреатств, но для художника, достигшего такого уровня и подошедшего к 50-летнему рубежу (что, наверное, тоже имеет значение), странным кажется отсутствие звания.
Еще обиднее было не обнаружить на праздничном вернисаже ни одного представителя официальных структур, а ведь среди них (не сомневайтесь!) найдется немало почитателей блестящего таланта.
Впрочем, «виновника торжества», судя по его настроению и поведению, подобные обстоятельства вряд ли удручали, беспокоили— скорее, Владимира волновали само событие, повышенное внимание к нему журналистов, необходимость что-то излагать, комментировать. Необыкновенный рассказчик в стенах мастерской, душа компании, остроумец, перед телекамерами и диктофонами он держится несколько скованно. Дает ответы лаконичные, как цветовая гамма большинства его картин. Приглушенные тона — особенность, которую специалисты относят к одной из составляющих всегда узнаваемого стиля маэстро. А еще хором хвалят математическую выверенность композиции и экспрессивную пластику формы.
«Невозможно пройти мимо этих упругих линий, колючих штрихов!» — восклицает куратор выставки Светлана Кулакова. Гением композиции и просто гением именуют Чалого соратники.
В философских, ироничных, в духе постмодернизма произведениях, в том числе на мифологические и библейские сюжеты, счастливо сочетаются традиция и дерзкий эксперимент; парадоксальное образное решение и гротеск не отменяют драматизма, психологической глубины. Авторский взгляд присутствует в стилизованных портретах и натюрмортах, где предметы обретают внутренний голос, мелодию.
А слышали бы вы, какими эпитетами на вернисаже награждались ню (обнаженная натура) кисти мастера, занимающие в его жанровой палитре свое более заметное место! Самая, пожалуй, деликатная, трепетная тема, влекущая к себе рисовальщиков с древнейших времен, доводится Владимиром до совершенства. Тут нет ничего от стандартов гламура, глянца, подиума — того, что знатоки неуважительно называют салоном. Лишь упоительное чувство свободы владения ремеслом, возведенным в ранг искусства. Изгибы и впадины таинственного ландшафта — мерцание и течение, магия женского тела, на глазах возникающего из некой божественной материи...
«Он буквально купается в творчестве!..», «Сколько надо набрать килограммов, чтобы стать его моделью?» (диалоги в кулуарах музея).
49 работ, почти 50 — по числу прожитых лет. Последняя сложилась ночью, накануне (едва высохли краски): очередной автопортрет с элементами автопародии; инсталляция, имитирующая атмосферу мастерской.
У Чалого — уникальное видение выставочного пространства, он способен выстроить экспозицию в кратчайшие сроки, свидетельствуют очевидцы. Золотое качество.
Друзья перечисляют и прочие присущие гению черты: пресловутые финансовые проблемы, нерегулярность творческого процесса. Иногда — леность, но при этом— постоянная готовность поймать вдохновение и вдруг, разом явить миру серию «шедевральных» полотен.
Владимир подтверждает: лучше не планировать, не смешить Бога. Реальность вносит свои коррективы. Весьма полезные для художника поездки за «рубежи» области, раньше поддерживаемые государством, сегодня ограничиваются содержимым кошелька...
Преподаватель Курганской художественной школы, которую окончил Чалый, Леонид Степанович Пискунов рассказывает: через месяц после поступления в первый класс Володя опережал товарищей, выделяясь среди них яркой одаренностью и редким трудолюбием. В 3-м классе мальчик получил право на «персоналку».
На присвоение ему статуса неформального лидера, вечного революционера, идущего поперек мейнстрима, Чалый реагирует спокойно. Он никогда не рвался в народные трибуны, не призывал сбрасывать классиков с корабля современности. Лидерство — стержень его натуры.
Революционер в смысле неиспровергателя штампов? Тогда правильно. А зачем кому-то вторить, тиражировать приемы, дублировать удачные находки?
— Ты не охладел к профессии? — спрашиваю Владимира.
— А у меня нет профессии, не к чему охладевать.
— Как, а живопись?
— Это не профессия, это я сам...
Галина Бухарина. Фото Юрия Прожоги