на главную

Арт

Сентябрь 2006
Курган

Владимир ЧалыйВладимир Чалый

Лучший живописец.
 

К открытию персональной выставки в Курганском областном художественном музее

Автопортрет ледокола и человека

Какими только эпитетами не награждали собравшиеся на вернисаже одного из самых харизматичных курганских художников: неопознанный летающий объект, знамя поколения 80-х, классик, поворотный круг, ледокол, разрезающий тихую равнину реки!

«Виновник торжества» переносил отпускаемые ему комплименты терпеливо, мужественно, но не без видимого смущения, обнаруживающего в нем, несмотря на репутацию бунтаря и неформала, скромность, граничащую с крайней застенчивостью. Ответное слово автора отличалось краткостью и выразительностью:
— Что говорить, когда столько уже сказано? Все должно быть видно в работах. А если не видно, значит, не получилось!

Тот, кому посчастливилось общаться с признанным живописцем накоротке, знает, что фанфарам и прожекторам официальных церемоний он предпочитает вечерние междусобойчики (под дружеский хохоток и нехитрое угощение) в собственной мастерской, куда и сейчас продолжают стекаться лучшие представители не хлебом единым живущего местного населения.
Для Чалого, как и для его именитых собратьев по цеху, мастерская — дом родной, экспериментальная лаборатория и центр мироздания, откуда до Парижа, Рима, Дрездена не дальше, чем до Каргаполья или Мишкино. Здесь вольно травить байки, делиться наболевшим, всерьез соперничать с Леонардо, Пикассо, Дали.

— Персональная, вторая по счету, выставка, слегка припоздавшая, приурочена к 45-летию Владимира Михайловича и 25-летию (в следующем году) творческой деятельности, — пояснила искусствовед Светлана Кулакова. — Чалый непредсказуем, не вписываем в общепринятые рамки. Он всегда протестует, и протест его всегда обоснован. Начав со стилизованных произведений в духе портретов эпохи Возрождения, в традициях старых мастеров, с конца 80-х он фактически возглавил авангардистское течение в Кургане. Организовал несколько концептуальных выставок, объединил молодые таланты, составившие некую оппозицию махровому соцреализму, вывозил их в Свердловск, расширяя представления жителей мегаполиса о продвинутых провинциалах. В 91-м году, когда по Москве шли танки, Владимир за считанные часы собрал единомышленников, устроил экспозицию в защиту демократии под трехцветным флагом.

Но стоило публике привыкнуть к Чалому-оппозиционеру, к социально-заостренной, ироничной, жесткой манере письма - он вновь напомнил о себе как искусном рисовальщике, тонком лирике, философе, размышляющем о проблемах добра и зла, глубоком исследователе мифов и культовых литературных сюжетов. Такая смена творческих установок происходит постоянно, но в главном художник абсолютно не меняется…

… Да, история знает немало примеров того, как яростные ниспровергатели обветшалых традиций, утратив юношеский пыл, превращались в среднестатистических граждан, умеренных и аккуратных, приятных во всех отношениях. К нашему счастью, повзрослев, Чалый не обуржуазился, не стал скучным и респектабельным, не влился в ряды обывателей. Быт его по-прежнему малоустроен, форма одежды, как и строй мыслей, свободен от условностей, хотя за столь неформатное существование, наверняка приходится платить немалую цену. Зато он остается собой – горным пиком, планетой, вечно изучаемым явлением. Кроме масштаба дарования точно магнитом людей притягивают неистощимый юмор, естественность, доброта, подлинность, которой катастрофически не хватает сегодня и в искусстве, и в жизни.

Разумеется, он не лишен человеческих слабостей. Бывает не в настроении. Чтобы выжить в мире, ориентированном на материальные ценности, ему периодически случается брать заказы, идти навстречу пожеланиям покупателя — чуть сдерживать свой ледокол, чуть заземляться. Но и тогда не терять лица, твердости почерка.

Колоритная фигура самобытного земляка-живописца привлекает к себе маститых журналистов. Поиски слова, адекватного по мощи и энергетике напряженно-изысканным полотнам Чалого, вдохновляют «акул пера» на потрясающие высказывания.

«Драгоценная красота моделей — трепетное отношение к прекрасным существам с сияющей кожей и вкрадчивой грацией силуэта», — пишет Анатолий Львов, обозревая галерею ню (обнаженная натура) сложившегося уже портретиста, лауреата престижных премий.

«Вокруг него чалятся большие корабли новых художественных идей, — вторит Юрий Прожога, объявляя о рождении совершенно особенного стиля — «чализма», сплавленного из символизма, абстракционизма, супрематизма и т.д. Критики отмечают характерный для теперешнего классика лаконизм цветовой гаммы (сменившей «мегатонны масла»), но ту же «натянутость струны», нерв, взрывчатость, экспрессивность.

Лаконичен и экспрессивен его отклик на блиц-интервью:

— Что тебя вдохновляет, подпитывает темами, образами?

—- Руки чешутся, хочется порисовать. А повторять однажды найденное неинтересно. Поэтому, видимо, не так уж много у меня и работ.

— Помнится, тебя долго называли молодым художником, а сейчас величают по имени-отчеству.

— Но я и сегодня едва ли не самый молодой член Союза. Нынешние что-то не торопятся…

Фото Юрия Прожоги

Фото Юрия Прожоги

Фото Юрия Прожоги

Фото Юрия Прожоги

Фото Юрия Прожоги

Фото Юрия Прожоги

Фото Юрия Прожоги

Фото Юрия Прожоги

Фото Юрия Прожоги

Фото Юрия Прожоги

Фото Юрия Прожоги

Фото Юрия Прожоги

Фото Юрия Прожоги

Фото Юрия Прожоги

Фото Юрия Прожоги

Галина Бухарина. Фото Юрия Прожоги

Хостинг от uCoz