Жесты | Апрель 2002 |
|
Курган | Александра ВасильеваСотрудник областного краеведческого музея. |
Есть люди, рассказ которых слушаешь как хорошую песню. Мне посчастливилось встретиться с Виолеттой Ивановной Лапочкиной, которая увлекла меня воспоминаниями о своей артистической деятельности, о работе в театре музыкальной комедии, об областном хоре русской народной песни, где она была солисткой, о встречах с удивительными людьми. Но сама Виолетта Ивановна тоже удивительный человек.
Родилась она в Саратовской области, где ее отец был одним из организаторов коммуны и секретарем комсомольской ячейки. В 1927 году Иван Григорьевич Замышляев был убит противниками коммуны и маленькая Вилена осталась сиротой. Судьба забросила семью в Курган, где мама Вилены вторично вышла замуж и воспитал девочку отчим, прекрасный человек Иван Сидорович Сковорода. Он работал в Народном доме им. В.И. Ленина и постоянно брал Вилену с собой. Там она впервые познакомилась с оперой, выучила наизусть многие партии из «Аиды», «Евгения Онегина», «Русалки». Девочка была очень музыкальная. В 1940 г. семья уехала в Ленинград, но начавшаяся война заставила вернуться в Курган. И здесь она стала артисткой.
Большой интерес представляют воспоминания Виолетты Ивановны о театре музыкальной комедии. Редкий житель Кургана знает, что в нашем городе был такой театр, тем более не представляет, из кого состояла труппа. Благодаря сегодняшней публикации этот пробел будет заполнен.
В роли Сильвии в спектакле «Мадмуазель Нитуш» |
Когда началась Великая Отечественная война, я сразу поступила в фабрично-заводское училище, где нас обучали по ускоренной программе. Уже в декабре нас привели на завод № 707 (ныне «Кургансельмаш») и распределили в механический цех, где мы делали заготовки мин и стабилизаторов к ним.
Сцена из оперетты «Баядера» |
Я была маленького роста, стояла у станка на подставке, с трудом вставляла стабилизатор в гнездо, чтобы просверлить необходимые отверстия. За смену надо было изготовить 80-90 стабилизаторов. В цехе взрослых было 3-4 человека, остальные дети и подростки. Все уставали страшно, но молодость брала свое. Я очень любили петь, и когда вдруг погаснет свет, то меня просили что-нибудь спеть. Я с удовольствием соглашалась, слушали тихо-тихо, а потом хвалили и говорили, что мне надо быть артисткой. А я никогда не предполагала, что эти пожелания могут исполниться. Когда в 1943 году Курган стал областным центром, был организован театр музыкальной комедии. Помещение для театра выделили по улице Советской, 67 (бывшая усадьба декабриста Розена). Мы выкраивали время и ходили в театр, как на праздник. Билеты покупали с трудом, потому что всегда были аншлаги. Часто брали билеты с рук, по 125 рублей, приходилось жертвовать кусочком хлеба, чтобы сходить в театр.
После посещения театра мы трудились с поднятым настроением, перевыполняли задание. Я совсем потеряла покой, мне все стали говорить о театре. В 1944 г. я все-таки набралась храбрости и отправилась в театр на прослушивание. Мне было 18 лет. Увидев в комиссии артистов, перед которыми я преклонялась, я растерялась и оробела, но сказала себе: сейчас или никогда. Я спела
«Чайку». Проверили слух, ритм, дали задание на движение, затем — этюд и беседа. После беседы провели меня в зрительный зал, где на сцене шла репетиция «Ярмарки невест» и поставили в массовку. После репетиции главный режиссер приказал мне вечером явиться на спектакль. В театре дали мне новое имя - Виолетта вместо Вилены и началась моя карьера артистки.
Я всему училась с упоением, по полной программе театральной студии: этюды, артикуляция, дикция, костюмы, движение, танцы. Пришлось выучить все хоровые партии сопрано уже в идущих спектаклях и в готовящихся к постановке. Нужно было осваивать и балет. Вводы, вводы — если бы в сутках было 48 часов, все равно не хватило бы. Администрация театра выделила комнату в подвальном помещении под общежитие, где я жила с другими девочками.
При театре была платная балетная студия, которой руководила и преподавала прима-балерина Кира Михайловна Розен-Рейн. Она пригласила меня заниматься, но плату с меня не брала, видя мое желание и трудолюбие. Балетмейстером был Александр Аксенов. Он помог мне быстро войти в танцы, иногда говорил, что я молодец, все быстро схватываю, но некоторые движения коряво получаются. Тут уж я вообще покоя не знала, репетировала до изнеможения, пока не добивалась своего. В балетной труппе был великолепный Владимир Ефимов, красивый, трудолюбивый, в любое время суток можно было увидеть его за работой. Он поставил балет «Каменная дева» на музыку Сен-Саиса и Фибиха, где главную партию исполняла Кира Михайловна, а партнером был сам Володя Ефимов.
Последние дни работы в театре |
Кордебалет состоял из 12 фей. Мы (феи) были в легких воздушных хитонах, в париках с распущенными волосами до пояса, на головках — веночки из мелких цветов, со спускающимися гирляндами, которые обвивались вокруг тела, танцевали с упоением, на поклон выходили в изнеможении, под бурные аплодисменты. В «Марице» танцы были разнообразные: и чардаши, и цыганские, так что, перевоплощаться приходилось моментально. Была я занята во всех спектаклях, а в некоторых даже по две роли, как в «Мадмуазель Нитуш» — роль Сильвии и монашки Урсулы. В финале монашки исполняли галоп, в котором я ставила финальную точку — очень смелым кульбитом приземлялась на пол в позу «сидя» с вытянутыми руками и ногами.
В «Роз-Мари» и в «Ярмарке невест» танцы были стремительные, ковбойские, а в «Коломбине» я в черном бархатном костюме танцевала пажа.
Я очень внимательно и серьезно относилась к любой порученной мне роли, смотрела и слушала все спектакли, могла в любую минуту подсказать текст, подать любую реплику. Я привыкала к сцене, мне все реже говорили «смелее». Мне дали роль Яринки в оперетте «Свадьба в Малиновке». Отца Яринки, командира Красной армии, играл Евгений Ростиславович Лукьянов. Ему надо было обнять меня, а я не могла подойти к нему ближе, чем на два шага. Помог случай. Попандопуло играл Александр Зиновьевич Миланов. Была сцена, где он тащил меня на «мою» свадьбу, а я оборонялась от него граблями, которые должны были сломаться на его спине. Рабочие сцены, видимо плохо ослабили гвоздик и я поранила бедного Попандопуло. Я была так потрясена этим, что никак не хотела выходить на сцену в следующей картине. Меня силой вытолкнули из-за кулис прямо в объятия Назара, отца Яринки. Все получилось правдоподобно и убедительно. Так я перешагнула и этот барьер. Андрейку играл молодой тенор Александр Шелохаев, красивый, голубоглазый волжанин. Его жена Зина Унжакова была местная, из Варгашей. Она пела в хоре. Наш дуэт с Сашей был очень органичный, наши голоса стройно сливались, будто мы много лет уже играем вместе. Грицько играл Степан Федосеевич Соломатов, артист с большим стажем и опытом. Он же был заведующим литературной частью. Роль Яшки-артиллериста играл Теодор Михайлович Розен-Рейн.
Особняком, по-своему сюжету, в репертуаре стояла «Холопка». Музыка композитора Стрельникова очень гармоническая, нежная, начиная с увертюры и до финального аккорда. Хороши были балетные дивертисменты, хороводы с колыбельными мелодиями, плавные пластичные боярские танцы. В этом спектакле был занят весь состав театра. Большой популярностью у зрителей пользовалась «Баядера». Художники приготовили такие декорации в восточном стиле, что раздавался гром аплодисментов, когда поднимался занавес. Костюмы были яркие, легкие, блестящие. Все артисты без исключения играли с огромным подъемом. Балетмейстер Аксенов поставил восточные танцы, где вся прелесть заключалась в движении рук, повороте головы.
С огромным успехом шли на нашей сцене такие классические спектакли, как «Сильва», «Марица», «Веселая вдова». Заглавные женские партии пела Элла Константиновна Анашкевич, очень красивая женщина, с хорошим голосом. Но я больше любила Галину Ивановну Юрченко — милую, обаятельную, имевшую дивный голос — сильное, красивого тембра сопрано. В ее репертуаре были Роз-Мари, Коломбина, разведчица в спектакле на военную тему «Раскинулось море широко».
Здание театра находилось в аварийном состоянии. Пришлось спектакли давать на сцене драматического театра, на улице Куйбышева, чередуясь. Летом мы выезжали на гастроли по области, были в Шадринске, Шумихе, ездили по Свердловской и Челябинской областям, 3-4 месяца работали в Златоусте, были у шахтеров Копейска. В Копейске летом 1946 года произошла встреча с Лидией Андреевной Руслановой, где у нее был концерт в театре. Встреча была душевная, говорили артисты обо всем, великая певица оказалась очень простой женщиной. У меня осталась от нее память - голубые бусы, которые свято храню.
В Копейске к нам приехал Константин Анисимович Сокут, начальник отдела искусств города Кургана. Он сказал, что нам возвращаться в Курган некуда, здание театра так и не отремонтировали. Мы поехали на гастроли в Миасс и там в последних числах декабря 1946 года наш театр расформировали.
Так Курган лишился музыкального театра. Позже была сделана попытка создать ансамбль оперетты, но опять ничего не получилось.
Я начала петь в областном хоре русской народной песни, где встретила свою судьбу и в 1947 году я поменяла свою девичью фамилию Замышляева на Лапочкину. Моим мужем стал бессменный концертмейстер хора Леонид Иванович Лапочкин.
Александра Васильева, сотрудник областного краеведческого музея.