Жесты | Октябрь 2004 | |
Курган | Дитрий БыковЖурналист |
А звали — Филипетто. Но об этом зрители узнали только в самом-самом конце спектакля, одновременно с шокированными донной Клотильдой, донной Джезуальдой и доном Кателлино. Спектакль «Фердинандо» театра Романа Виктюка собрал в большом зале филармонии множество поклонников таланта модного московского режиссера и просто любителей клубнички. Первые остались довольны, вторые — скорее разочарованы: голые дяденьки и тетеньки по сцене не бегали, и уж тем более не совокуплялись всамделишно. Конечно, эротика наличествовала, но — никакого экстрима.
Автор пьесы, итальянский драматург Аннибале Руччело предполагал, что действие происходит в Италии в 1860-м году, но подходы, однако, абсолютно современные. Тема вечная потому как. В унылый и мрачный дом, где влачат существование старая умирающая аристократка донна Клотильда (ее роль исполнила заслуженная артистка России Эра Зиганшина) и бедная родственница, старая дева донна Джезуальда (Ольга Онищенко), с которой крутит тайный роман местный священник дон Кателлино (А.Зайков), метеором врывается прекрасный светловолосый юноша Фердинандо (Алексей Головин). Нотариус хозяйки дома прислал письмо, где сообщил, что направляет к ней ее недавно осиротевшего племянника, у которого нет более близких родственников. Вся троица немедленно влюбляется в прекрасного как греческий бог Фердинандо. Сперва платонически, а затем и физически. Мальчуган тоже всех, как будто, любит (а, забыл уточнить, что Кателлино был бисексуал, с мужчинами - пассивный гомосексуалист). Тетя Клотильда, ранее передвигавшаяся в инвалидском кресле, стала бегать и резвиться как первоклассница. Джезуальдина и Кателлино также стали веселыми и счастливыми. Ну вот, любовь-морковь, лямуры-амуры, и все идет к тому, что коварный Фердинандо подобьет тетушку изменить завещание, а потом найдет способ ускорить ее кончину.
А вышло ведь вовсе и не так. Ядом, подмешанным в ореховый ликер, был убит священник, и сделали это Клотильда с Джезуальдой. Мальчугана же интересовало не завещание, а шкатулочка с драгоценностями, которую, как внезапно выяснилось, донна Клотильда в свое время позаимствовала у одного графа. А почему юноша был равнодушен к завещанию? Да потому, что всю недвижимость тетушки уже давно втайне прибрал к рукам его папенька-нотариус, который и сочинил мифического Фердинандо, заставив своего сынка Филипетто сыграть его роль.
Лихо закручено, не правда ли? А когда это сыграно актерами высокого класса, вымуштрованными хитроумным Романом Виктюком, то… Местами, правда, все-таки не хватало динамики. Это — не модный сейчас спектакль-клип. Хотя продвинутый режиссер использовал образ, крайне популярный в эмтивишной продукции восьмидесятых годов — крылья ангела, которые поочередно примеряют все герои спектакля. Актеры играют в декорации, изображающей веранду особняка, только вместо стекол - полиэтиленовая пленка. Справа — лестница с площадкой наверху, на которой герои проделывают разнообразные пластические этюды, которые, очевидно, должны давать намеки на их весьма сложный внутренний мир. Очень впечатлили наряды героев, которыми также иллюстрировалось их каждомоментное состояние. В общем, эта постановка, развлекая, дает зрителю достаточно пищи для ума.
После спектакля благодаря неоценимой помощи Светланы Сергеевой мне удалось побеседовать с исполнителем главной роли, петербургским актером Алексеем Головиным. Впрочем, наш герой не всегда был питерцем…
— Алексей, расскажите сначала о том отрезке жизни, который вы провели в Кургане.
— Я родился в этом городе. Мы жили на улице Гоголя, а потом на улице Красина. В Кургане я закончил школу, потом уехал в Красноярск учиться театральному искусству. Через полтора года меня забрали в армию. Потом месяцев шесть-семь работал в Курганском драматическом театре, играл в спектакле для подростков «Училка XXI века», который ставил Геннадий Коткин. Это был действительно интересный театр, в нем царил какой-то особый дух. Есть в нем аура, есть особый запах. Помню Колпакова, Шадровского, Мамонтову - замечательные артисты! Только что ко мне подходила Зинаида Шмакова…
Дальше я поступил в Санкт-Петербургский театральный институт. На четвертом курсе сыграл Алешу в «Униженных и оскорбленных» Достоевского. Спектакль ставил Виктюк. Работал еще в Санкт-Петербургском ТЮЗе - тогда это был громкий театр, который затем, к сожалению, стал разваливаться.
— Увлечение театром пришло еще в детстве или это выбор уже взрослого человека?
— Мне почему-то всегда казалось, что я стану актером. В детстве у нас всегда устраивались домашние концерты, потому что моя сестра музицировала. А я пел: «В траве сидел кузнечик» и все в этом духе. Никакой праздник без концерта не мог состояться!
Я люблю посмеяться, люблю поплакать. Мне очень нравятся эти чувства и нравится их возбуждать. Вырабатывается адреналин. Надо, чтобы это происходило внезапно и очень легко.
— Хотелось бы поговорить о вашей роли. Фердинандо — кто он такой?
— В конце спектакля донна Клотильда ему говорит: «До свиданья и спасибо тебе!» Фердинандо поднял ее с постели, дал ей чувство, любовь, дал любовь сухой приживалке Джезуальде и священнику. Он искренне дал им все, что они хотели! Конечно, для него это была игра, но дело в другом. Благодаря Фердинандо в них вошла жизнь. Поэтому такой обман свят. Ведь вы заметили что весь первый акт до прихода Фердинандо, эти трое ругаются и ругаются. Во втором акте у них наступила другая жизнь! А это дорогого стоит.
Дело в том, что это современная пьеса. Это правда жизни. Сейчас очень многие молодые люди так живут - на расчете, на какой-то плебейской философии, на обмане…
— Можно немного поподробнее о вашем театре?
— Театр Романа Виктюка — это сам Роман Виктюк. Это понятие единое. Театр существует, здание есть, но оно репетиционное, в нем нельзя играть — это аварийный ДК в Сокольниках. Спектакли идут на гастролях и на арендованных площадках. У каждого спектакля разные администраторы, инвесторы, и актеры приглашаются из разных городов и стран. Ада Роговцева и Евгений Паперный (озвучивал капитана Врунгеля в известном мультфильме) — из Киева. Чудесные люди! Вам стоит их пригласить. Алиса Бруновна Фрейндлих, Елена Васильевна Образцова… Все это мир театра Романа Виктюка. Это не здание, где сидит бабушка на вахте и выдает ключи.
Огромное счастье для каждого артиста - встретиться с Виктюком. Институт есть институт, но когда ты встречаешься с таким режиссером, то получаешь будто второе образоваение. Мы сделали с ним две пьесы. Одну играли и репетировали в Италии, это был совместный проект с итальянским режиссером. Целый месяц жили, репетировали. Должен заметить, что театр за границей — это так банально, так неинтересно…
— То есть русский театр по-прежнему велик?
— Да.
— Алексей, а я вот слышал, что с Виктюком работать очень непросто…
— Нет, это безумно интересно. Это завораживает. Часы репетиций проходят как минуты. То, что зритель видит на сцене - это второй вопрос. И он не главный для артиста. То, что Виктюк репетирует — это потрясающе, но потом, когда готовит спектакль на премьеру, то убирает столько… Он убирает все лишнее, по его мнению.
Да, он может назвать актера «гавнюк», если ты в данную секунду не чувствуешь, что он хочет сделать. Но если ты попал в точку, он тебе закричит: «Гений, гений, гений!»
Вот я терпеть не могу, когда режиссер в театре начинает умничать: «О-о-о, у меня концепция…» Сидишь и засыпаешь. Виктюк — совершенно другой человек. Сегодня он все видит так, завтра по-другому. Мы репетируем каждый вариант. Все накапливается, и не надо ничего добиваться. Он очень современный режиссер. Конечно, Виктюк совсем не такой, как Захаров или Фоменко, но он ничем их не хуже. Это тот же уровень. Актрисы с именами стоят к нему в очередь, потому что он, как никто из режиссеров, знает женскую психологию.
— Но вы согласны, что громкое имя себе Виктюк сделал на скандале?
— Никакого скандала нет, на самом деле. Дело в том, что стоит сказать «а», то все журналисты скажут «б». То, что он говорит о космосе и о вещах, которые непонятны обывателю, это ничего не значит. Какой же тут эпатаж? Все его спектакли связаны настоящими человеческими чувствами. Это любовь, страсть, обман, измена, смерть — вечные темы. Есть театры, где актеры ходят по сцене голые, показывают свои гениталии. Здесь такого нет. Я считаю, что это — очень тонкое искусство.
Дмитрий Быков.
Фото Александра Алпаткина.