Архив / Жесты | Ноябрь 2001 | |
Курган | Юлия ИсаковаЖурналист |
Юрий Гальцев родился 12 апреля 1961 года.
Блистательный комик, артист эстрады и клоунады. Известность получил в конце 90-х, появившись на телеэкране в ряде юмористических передач и видеоклипах. Эксцентрик, мастер гротеска, Юрий Гальцев продолжает традиции буффонады и в кино, талантливо перенося свои уникальные способности на экран.
Гальцев - один из самых популярных артистов Санкт-Петербурга. Он не устает удивлять публику, каждый раз вынося на сцену что-то новое и неожиданное. То он исполняет частушки-скороговорки, то пантомиму, то выступает с уморительными танцами. Порой Гальцеву достаточно лишь засмеяться, и успех ему уже обеспечен. Среди наград артиста — «Гран-при» Всероссийского конкурса эстрадников, приз фестиваля «Золотой Остап», призы международного конкурса клоунады и пантомимы. В 2000 году Юрий Гальцев получил звание «Лучший актер года».
Ю.Гальцев окончил Курганский машиностроительный институт, но, еще будучи студентом, возглавил местный агиттеатр, затем играл в ВИА. Получив инженерное образование, он поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографа. Со второго курса Гальцев уже работал в «Театре-Буфф», был в команде «Группа товарищей» Игоря Угольникова, потом перешел к Роману Карцеву и, в конце концов, в «Лицедеи».
В кино Юрий Гальцев начинал с эпизодических ролей в фильмах «Шизофрения», «Улицы разбитых фонарей», «Агент национальной безопасности», «Любовь зла», «Про уродов и людей», «Бобака Саскервилей».О своем творчестве актер говорит так: «Каждый номер, который я исполняю, любимый. Кстати, когда мне задают подобные вопросы, я вспоминаю свой самый первый выход на сцену. В тот день, очень волнуясь, я забыл слова... В течение пяти минут я только и говорил: “Здравствуйте, здрасте...”. А люди-то смеялись, люди-то подумали, что это мой оригинальный номер...»
Что для меня Курган? Испытываю к нашему городу такое чувство, которое сложно передать словами. Но попытаюсь сформулировать, как смогу. Это прежде всего воспоминания о детстве, а оно было у меня очень насыщенным. Это отец, отдавший мне в этой жизни все. Мы жили на улице Гоголя. Я не знал, что такое двор. Глядя на ребятишек, которые тусуются в подъездах, могу сказать: у меня такого детства не было. Отец все время заставлял меня работать. Мы с ним делали лодки, катамараны, помню, папа купил первый двигатель «Ветерок»... Мы катались по Тоболу, рыбачили. Доплывали, по-моему, даже до Иртыша! Детство для меня — это вода, озера, Тобол, ночные костры, стога...
Я люблю не только Курган, но и всю нашу область. Горжусь тем, что у меня много книг о Зауралье. Край у нас богатый! Невероятный, нераскрытый, талантливый. Фольклор замечательный — обожаю общаться с бабушками, вообще с народом. Для меня, как для актера, все это очень интересно. Раскрою тайну — я все черпаю в народе. Люблю приезжать в Курган летом, у нас дом в Костоусово (мы сами его построили — папа Коля, брат и я), — душой отдохнуть, с людьми поговорить, узнать, чем они живут. Там аура великолепная.
Жалко, что талантливому человеку в Кургане не пробиться. То ли не замечают здесь таланты, то ли не умеют их раскрывать, наставлять на верный путь? Не говорю уже о том, чтобы помогать...
У нас все хорошее воспринимают как должное, многое забывают. Несколько лет назад Павел Волков пригласил меня и Геннадия Ветрова выступить в День города на центральной площади. Нам оплатили только билеты туда и обратно — город предпочел заплатить «атомные» деньги Сташевскому. И чего? Выступил — и все забыли... Я не о себе пекусь, хотя все это покоробило. Лучше бы пустили эти тысячи на какое-нибудь хорошее дело. Я не о Сташевском сейчас говорю.
Очень обидно, что Курган теряет лучших людей. Люди уезжают, так как здесь им тесно. Поступая в Ленинградский театральный институт, я проходил как «самородок», на меня смотрели как на редкость какую-то. Про себя я думал: «А если бы к вам вся моя агитбригада пришла! Там все «самородки». И все бы поступили...».
Но у нас мало где можно себя реализовать. Драмтеатр, «Гулливер» — раз-два и обчелся. Не получилось что-то — запил актер, вот и все, ля-ля-ля, три рубля.
Некоторые стесняются того, что родились в провинции. Я считаю, место рождения не говорит ровно ни о чем. Вы знаете, в какой глухомани родился Славка Полунин?! В его деревне всего четыре дома. А интеллигентнейший наш актер Иннокентий Смоктуновский... Он родом из далекой деревеньки в Иркутской области. Для меня это образец актерского таланта, и какая разница, родом он из столицы или из провинции?
В городе много любимых мест. Люблю городской сад. Когда был школьником, рано утром приходил сюда на ежедневные пробежки, раньше тут был музей, а сейчас церковь. Скучаю по улице Климова, по ее двухэтажным домикам, по «Пельменной», которая была в одном из них. Люблю площадь у филармонии, где раскидывали свои шатры циркачи, приезжавшие на гастроли. Хотя, по-моему, лучше бы на месте филармонии все-таки был восстановлен Троицкий храм. Улица Советская, в прошлом Дворянская, дорога мне. Люблю просто бродить по ней, вспоминать.
Почему-то не люблю Рябково. Может быть, потому, что там кругом больницы? Дедушка часто болел, мы к нему туда приезжали, нелегко вспоминать...
Сейчас город меняется к лучшему. Появляются современные дома и магазины, только вот курганцы любят завидовать и тех, кто что-то построил, обвиняют во всех грехах. Не нравится только, что город, даже в центре, какой-то неприбранный, деревья не пострижены, грязно. Постригли бы деревья, и они стояли бы такими аккуратными апельсинчиками.
А еще в самое сердце меня поразило то, что в центре города разгуливают пацаны с нашивками «РНЕ» на рукавах. По всей стране, в мире фашистов гоняют, а здесь они спокойно ходят, раздают листовки. Меня аж затрясло. Куда смотрит власть? Надо что-то решать, не клоуны же будут это делать! Или, может, подготовить номер про Курган и РНЕ?..
Самая важная для меня оценка — это оценка профессионалов. Например, я снимался у Москаленко в «Вицмундире» (тот самый Москаленко, что снял «Китайский сервиз»). Играл с хорошими актерами — Филозовым, скажем, учился у них, смотрел, а в конце спрашиваю у режиссера: «Виталий Николаевич, скажите честно, как вам моя игра?» А он в ответ: «Как жаль, что я тебя раньше не знал, а то позвал бы сыграть в «Китайском сервизе». Куда больше, чем награды, для меня важны искренние признания коллег. Что касается самореализации, сцена для меня — это номер один: сиюминутный диалог, реакция зала, флюиды какие-то... Но в то же время очень люблю сниматься. Знакомиться с актерами, режиссерами, жить одной командой, тусовкой. Причем, приступая к работе, ориентируюсь прежде всего на режиссера, сценарий и только во вторую очередь интересуюсь гонораром. На колбасу хватит и ладно.
Однажды, где-то году в 85-м, в Питер приехала труппа клоунов из Нидерландов. Побывав на их концерте, я был шокирован, не спал три недели и даже хотел бросить институт: думал, мне никогда не достичь таких высот. Это было что-то необыкновенное. ...И через 10 лет они снова гастролировали в Питере... И смотрел на сцену я уже оценивающе: вот это мне по силам, это мне не надо.
Дело в том, что человек растет. И если ты занимаешься своим делом, то непременно пойдешь в гору. Не бывает так, что человек работает, мучается, а ему все не везет и его зеленый шар не залетает в форточку. Если пахать, все будет. Повезет, признают, помогут, найдутся добрые люди. Не устану повторять: в моей жизни 99 процентов сделали мои друзья.
«КМИшная» агитбригада, «Труверы» — это мне предельно дорого. Какие талантливые люди! Сейчас все бизнесмены, что-то продают, в банках работают, большие начальники. Олег Стрельцов, Юра Пимоненко, Андрей Вдовенко, Андрей Керро, Наташа Новикова — его жена, моя любовь, Сашка Сидоров, Толя Чембаев...
Жаль, что многие мои друзья разъезжаются. Вовка Баскин в Питере, Леша Бойко в Челябинске, Паша Волков — тот вообще в Америке. До слез жалко, что Галушко из города уехал. Как можно было Галушко-то отпустить!
Но это только часть. Часами могу говорить о своих курганских друзьях.
Могу похвастать тем, что многих своих курганцев я устроил в театральные институты, помог, чем мог. Мне в свое время очень помогли добрые люди, и я это помню.
Вот и сейчас в Питере «новое поступление» курганцев. Молодые талантливые музыканты, 15 человек, снимают на всех две квартиры. Я с ними встречался, поддержу их по возможности. Пока не все у них получается, но говорят, что назад в Курган уже не вернутся, там реализовать себя нельзя.
Да, это правда. У меня действительно есть участок на Луне.
Получил я его три года назад. Какие-то крутые ребята едва ли не силой всучили мне документ, подтверждающий, что отныне я являюсь владельцем участка лунной поверхности. Заверили, что я не один такой счастливый, и продемонстрировали целый список артистов, известных бизнесменов. А документ тот весь в печатях, лощеная бумага, золотые буквы, широта и долгота указаны, Луна во всех возможных разрезах и ракурсах. Пообещали мне, что лет через 20 — сто процентов — туда будут ходить пассажирские корабли. «Не тебе, так твоим детям и внукам достанется, — сказали, — цены этому участку не будет!» Ну я и согласился. Тем более что Луна мне бесплатно досталась. Как говорил мой отец, один дурак продает, другой покупает. Завещаю этот участок курганцам!
Очень люблю старые вещи, от них веет историей, они хранят память о каком-то человеке, жившем много лет назад. Особенно люблю галстуки, в моей коллекции их около пяти тысяч. Есть очень «древние» — конца XIX века. Интересные экземпляры нахожу в комиссионках и секонд-хэндах. Все тамошние продавцы меня уже знают и заведомо откладывают товар.
Еще коллекционирую фигурки клоунов. Привожу их из разных стран, друзья дарят. Есть самые разные. Глиняные, плюшевые, фарфоровые. Заставил ими уже несколько полочек...
Есть мнение, что каждый народ воспринимает только свой юмор, и то, над чем смеются русские, оставит равнодушным иностранца. Это верно лишь отчасти. За границей мы выступаем не только для русскоязычной публики, и зритель, как правило, нас отлично понимает, особенно когда спектакль без слов, пантомима. А над текстами смеяться вряд ли станут. Русский язык очень выразителен, богат игрой слов, оттенками комического — им это зачастую непонятно. Да и разница менталитетов дает о себе знать. У нас, русских, душа широкая... Они, иностранцы, не понимают ведь, как можно нагрянуть в гости, пускай, и к другу, в три часа ночи на чарку водки, поговорить за жизнь. Как это?! Надо же предупреждать! Да и поздно...
Однажды в Страсбурге одна актриса (по популярности — как у нас Пугачева) пригласила меня на свой день рождения в ресторан. И я на весь гонорар от двухнедельных гастролей покупаю ей подарок! Все французы просто офигели от такого жеста: дорого, у них это не принято. Но самое для меня интересное произошло в конце вечера, когда каждый приглашенный (!) стал расплачиваться за себя. А у меня ни гроша! Хорошо, знакомый актер выручил, протянув под столом деньги. Дико это для нас.
Записала Юлия Исакова (Курган и курганцы).
Фото Александра Алпаткина