на главную

Архив / Жесты

Ноябрь 2001
Курган

Юлия ИсаковаЮлия Исакова

Журналист
 

«Свой участок на Луне завещаю курганцам»

Юрий Гальцев родился 12 апреля 1961 года.

Блистательный комик, артист эстрады и клоунады. Известность получил в конце 90-х, появившись на телеэкране в ряде юмористических передач и видеоклипах. Эксцентрик, мастер гротеска, Юрий Гальцев продолжает традиции буффонады и в кино, талантливо перенося свои уникальные способности на экран.

Гальцев - один из самых популярных артистов Санкт-Петербурга. Он не устает удивлять публику, каждый раз вынося на сцену что-то новое и неожиданное. То он исполняет частушки-скороговорки, то пантомиму, то выступает с уморительными танцами. Порой Гальцеву достаточно лишь засмеяться, и успех ему уже обеспечен. Среди наград артиста — «Гран-при» Всероссийского конкурса эстрадников, приз фестиваля «Золотой Остап», призы международного конкурса клоунады и пантомимы. В 2000 году Юрий Гальцев получил звание «Лучший актер года».

Ю.Гальцев окончил Курганский машиностроительный институт, но, еще будучи студентом, возглавил местный агиттеатр, затем играл в ВИА. Получив инженерное образование, он поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографа. Со второго курса Гальцев уже работал в «Театре-Буфф», был в команде «Группа товарищей» Игоря Угольникова, потом перешел к Роману Карцеву и, в конце концов, в «Лицедеи».
В кино Юрий Гальцев начинал с эпизодических ролей в фильмах «Шизофрения», «Улицы разбитых фонарей», «Агент национальной безопасности», «Любовь зла», «Про уродов и людей», «Бобака Саскервилей».

О своем творчестве актер говорит так: «Каждый номер, который я исполняю, любимый. Кстати, когда мне задают подобные вопросы, я вспоминаю свой самый первый выход на сцену. В тот день, очень волнуясь, я забыл слова... В течение пяти минут я только и говорил: “Здравствуйте, здрасте...”. А люди-то смеялись, люди-то подумали, что это мой оригинальный номер...»

О детстве

Что для меня Курган? Испытываю к нашему городу такое чувство, которое сложно передать словами. Но попытаюсь сформулировать, как смогу. Это прежде всего воспоминания о детстве, а оно было у меня очень насыщенным. Это отец, отдавший мне в этой жизни все. Мы жили на улице Гоголя. Я не знал, что такое двор. Глядя на ребятишек, которые тусуются в подъездах, могу сказать: у меня такого детства не было. Отец все время заставлял меня работать. Мы с ним делали лодки, катамараны, помню, папа купил первый двигатель «Ветерок»... Мы катались по Тоболу, рыбачили. Доплывали, по-моему, даже до Иртыша! Детство для меня — это вода, озера, Тобол, ночные костры, стога...

Я люблю не только Курган, но и всю нашу область. Горжусь тем, что у меня много книг о Зауралье. Край у нас богатый! Невероятный, нераскрытый, талантливый. Фольклор замечательный — обожаю общаться с бабушками, вообще с народом. Для меня, как для актера, все это очень интересно. Раскрою тайну — я все черпаю в народе. Люблю приезжать в Курган летом, у нас дом в Костоусово (мы сами его построили — папа Коля, брат и я), — душой отдохнуть, с людьми поговорить, узнать, чем они живут. Там аура великолепная.

О талантах

Жалко, что талантливому человеку в Кургане не пробиться. То ли не замечают здесь таланты, то ли не умеют их раскрывать, наставлять на верный путь? Не говорю уже о том, чтобы помогать...

У нас все хорошее воспринимают как должное, многое забывают. Несколько лет назад Павел Волков пригласил меня и Геннадия Ветрова выступить в День города на центральной площади. Нам оплатили только билеты туда и обратно — город предпочел заплатить «атомные» деньги Сташевскому. И чего? Выступил — и все забыли... Я не о себе пекусь, хотя все это покоробило. Лучше бы пустили эти тысячи на какое-нибудь хорошее дело. Я не о Сташевском сейчас говорю.
Очень обидно, что Курган теряет лучших людей. Люди уезжают, так как здесь им тесно. Поступая в Ленинградский театральный институт, я проходил как «самородок», на меня смотрели как на редкость какую-то. Про себя я думал: «А если бы к вам вся моя агитбригада пришла! Там все «самородки». И все бы поступили...».

Но у нас мало где можно себя реализовать. Драмтеатр, «Гулливер» — раз-два и обчелся. Не получилось что-то — запил актер, вот и все, ля-ля-ля, три рубля.

О Кургане

Некоторые стесняются того, что родились в провинции. Я считаю, место рождения не говорит ровно ни о чем. Вы знаете, в какой глухомани родился Славка Полунин?! В его деревне всего четыре дома. А интеллигентнейший наш актер Иннокентий Смоктуновский... Он родом из далекой деревеньки в Иркутской области. Для меня это образец актерского таланта, и какая разница, родом он из столицы или из провинции?

В городе много любимых мест. Люблю городской сад. Когда был школьником, рано утром приходил сюда на ежедневные пробежки, раньше тут был музей, а сейчас церковь. Скучаю по улице Климова, по ее двухэтажным домикам, по «Пельменной», которая была в одном из них. Люблю площадь у филармонии, где раскидывали свои шатры циркачи, приезжавшие на гастроли. Хотя, по-моему, лучше бы на месте филармонии все-таки был восстановлен Троицкий храм. Улица Советская, в прошлом Дворянская, дорога мне. Люблю просто бродить по ней, вспоминать.

Почему-то не люблю Рябково. Может быть, потому, что там кругом больницы? Дедушка часто болел, мы к нему туда приезжали, нелегко вспоминать...

Сейчас город меняется к лучшему. Появляются современные дома и магазины, только вот курганцы любят завидовать и тех, кто что-то построил, обвиняют во всех грехах. Не нравится только, что город, даже в центре, какой-то неприбранный, деревья не пострижены, грязно. Постригли бы деревья, и они стояли бы такими аккуратными апельсинчиками.
А еще в самое сердце меня поразило то, что в центре города разгуливают пацаны с нашивками «РНЕ» на рукавах. По всей стране, в мире фашистов гоняют, а здесь они спокойно ходят, раздают листовки. Меня аж затрясло. Куда смотрит власть? Надо что-то решать, не клоуны же будут это делать! Или, может, подготовить номер про Курган и РНЕ?..

Об оценке

Самая важная для меня оценка — это оценка профессионалов. Например, я снимался у Москаленко в «Вицмундире» (тот самый Москаленко, что снял «Китайский сервиз»). Играл с хорошими актерами — Филозовым, скажем, учился у них, смотрел, а в конце спрашиваю у режиссера: «Виталий Николаевич, скажите честно, как вам моя игра?» А он в ответ: «Как жаль, что я тебя раньше не знал, а то позвал бы сыграть в «Китайском сервизе». Куда больше, чем награды, для меня важны искренние признания коллег. Что касается самореализации, сцена для меня — это номер один: сиюминутный диалог, реакция зала, флюиды какие-то... Но в то же время очень люблю сниматься. Знакомиться с актерами, режиссерами, жить одной командой, тусовкой. Причем, приступая к работе, ориентируюсь прежде всего на режиссера, сценарий и только во вторую очередь интересуюсь гонораром. На колбасу хватит и ладно.

Об успехе

Однажды, где-то году в 85-м, в Питер приехала труппа клоунов из Нидерландов. Побывав на их концерте, я был шокирован, не спал три недели и даже хотел бросить институт: думал, мне никогда не достичь таких высот. Это было что-то необыкновенное. ...И через 10 лет они снова гастролировали в Питере... И смотрел на сцену я уже оценивающе: вот это мне по силам, это мне не надо.

Дело в том, что человек растет. И если ты занимаешься своим делом, то непременно пойдешь в гору. Не бывает так, что человек работает, мучается, а ему все не везет и его зеленый шар не залетает в форточку. Если пахать, все будет. Повезет, признают, помогут, найдутся добрые люди. Не устану повторять: в моей жизни 99 процентов сделали мои друзья.

О друзьях

«КМИшная» агитбригада, «Труверы» — это мне предельно дорого. Какие талантливые люди! Сейчас все бизнесмены, что-то продают, в банках работают, большие начальники. Олег Стрельцов, Юра Пимоненко, Андрей Вдовенко, Андрей Керро, Наташа Новикова — его жена, моя любовь, Сашка Сидоров, Толя Чембаев...

Жаль, что многие мои друзья разъезжаются. Вовка Баскин в Питере, Леша Бойко в Челябинске, Паша Волков — тот вообще в Америке. До слез жалко, что Галушко из города уехал. Как можно было Галушко-то отпустить!
Но это только часть. Часами могу говорить о своих курганских друзьях.

Могу похвастать тем, что многих своих курганцев я устроил в театральные институты, помог, чем мог. Мне в свое время очень помогли добрые люди, и я это помню.

Вот и сейчас в Питере «новое поступление» курганцев. Молодые талантливые музыканты, 15 человек, снимают на всех две квартиры. Я с ними встречался, поддержу их по возможности. Пока не все у них получается, но говорят, что назад в Курган уже не вернутся, там реализовать себя нельзя.

О Луне

Да, это правда. У меня действительно есть участок на Луне.

Получил я его три года назад. Какие-то крутые ребята едва ли не силой всучили мне документ, подтверждающий, что отныне я являюсь владельцем участка лунной поверхности. Заверили, что я не один такой счастливый, и продемонстрировали целый список артистов, известных бизнесменов. А документ тот весь в печатях, лощеная бумага, золотые буквы, широта и долгота указаны, Луна во всех возможных разрезах и ракурсах. Пообещали мне, что лет через 20 — сто процентов — туда будут ходить пассажирские корабли. «Не тебе, так твоим детям и внукам достанется, — сказали, — цены этому участку не будет!» Ну я и согласился. Тем более что Луна мне бесплатно досталась. Как говорил мой отец, один дурак продает, другой покупает. Завещаю этот участок курганцам!

О коллекциях

Очень люблю старые вещи, от них веет историей, они хранят память о каком-то человеке, жившем много лет назад. Особенно люблю галстуки, в моей коллекции их около пяти тысяч. Есть очень «древние» — конца XIX века. Интересные экземпляры нахожу в комиссионках и секонд-хэндах. Все тамошние продавцы меня уже знают и заведомо откладывают товар.

Еще коллекционирую фигурки клоунов. Привожу их из разных стран, друзья дарят. Есть самые разные. Глиняные, плюшевые, фарфоровые. Заставил ими уже несколько полочек...

О широте души

Есть мнение, что каждый народ воспринимает только свой юмор, и то, над чем смеются русские, оставит равнодушным иностранца. Это верно лишь отчасти. За границей мы выступаем не только для русскоязычной публики, и зритель, как правило, нас отлично понимает, особенно когда спектакль без слов, пантомима. А над текстами смеяться вряд ли станут. Русский язык очень выразителен, богат игрой слов, оттенками комического — им это зачастую непонятно. Да и разница менталитетов дает о себе знать. У нас, русских, душа широкая... Они, иностранцы, не понимают ведь, как можно нагрянуть в гости, пускай, и к другу, в три часа ночи на чарку водки, поговорить за жизнь. Как это?! Надо же предупреждать! Да и поздно...

Однажды в Страсбурге одна актриса (по популярности — как у нас Пугачева) пригласила меня на свой день рождения в ресторан. И я на весь гонорар от двухнедельных гастролей покупаю ей подарок! Все французы просто офигели от такого жеста: дорого, у них это не принято. Но самое для меня интересное произошло в конце вечера, когда каждый приглашенный (!) стал расплачиваться за себя. А у меня ни гроша! Хорошо, знакомый актер выручил, протянув под столом деньги. Дико это для нас.

Записала Юлия Исакова (Курган и курганцы).
Фото Александра Алпаткина

Хостинг от uCoz