на главную

Жесты

Август 2003
Курган

Олег Старцев

Журналист
 

Мужчина-фейерверк

фото в журнале Николая ПушилинаИменно таким прозвищем невольно хочется наградить Юрия Гальцева, наблюдая его вблизи. К нему отлично подходят эпитеты «сверкающий», «искрящийся», «праздничный», хоть и облачен он отнюдь не в пиджак с люрексом, а в красную футболку и красные же брюки. Знаменитый юморист как будто ничего особенного не делает, но все пространство вокруг него тихо напитывается атмосферой праздника. После встречи, возвращаясь домой и вынужденно общаясь с продавщицами продуктовых лавок, я обнаруживал, что, приобретая сыр и хлеб, пытаюсь сострить. Причем в юрином стиле. Это похоже на вирус - но тот, от которого выздоравливают, а не умирают.

Гальцев хотел побеседовать с нами минут пятнадцать на открытом воздухе и пойти в ресторан с друзьями, а в результате беседовал около часа на дружеской кухне. Да, а перед этим он быстренько записал с Андреем Ивановым свою новую песню! Грустные друзья ждали и ждали, обрывая мобильник...

Гальцев: - В Курган я приехал из Курска – там мы гостили с «Аншлагом» у Винокура. Ему в этом году исполнится 55 лет, и «Аншлаг» решил справить юбилей на родине Владимира Натановича. Будет большая передача (возможно, даже не одна), в которой я неплохо выступил со своим театром. Все эти годы я приезжал на программу лишь в сопровождении Владимира Баскина. Но в этот раз впервые взял на «Аншлаг» артистов своего театра – Гарика с Юриком и братьев Ануфриевых – это близнецы, с которыми я вместе учился. Регина говорит: «Ой, Юра, столько народу, это невозможно...» Я ответил: «Мои ребята вас обрадуют!» И они действительно ее обрадовали.

фото в журнале Николая ПушилинаА с Владимиром Баскиным, моим другом и земляком, мы сделали в июне большую программу «20 лет в Питере». Ведь именно 20 лет прошло с того момента, как я, приехав из Кургана, поступил в Ленинградский театральный институт. Премьера состоялась в день 300-летия Петербурга. Концерт снимал «Аншлаг». Это было очень трудно. Вы не представляете, что творилось в городе – все кругом перегорожено, никого не пускали...

— А на Литейном, между прочим, стоял курганский ОМОН...

Гальцев: — Да, я знаю – встречался с нашими омоновцами возле БКЗ. Проект «20 лет в Питере» получился удачным, и его результатом тоже будут несколько телепрограмм.

Ну так вот, после поездки в Курск я лечу в Домодедово, из Домодедово – в Тюмень, там меня встречает мой родной брат Николай и везет в деревню Костоусово. Это Варгашинский район, не доезжая до Падеринки. Там летом живет наша мама. На зиму я забираю ее к себе. И Николай говорит: «А у нас сегодня был День города». А какое-то время назад мне позвонил Стас Жиров: «Юр, ты когда в Курган приезжаешь?» Я: «23-го!» Он: «Вот и отлично, хорошо». Это вся информация, которую я получил. А о том, что я должен был выступать на Дне города в Заозерном, я только что узнал от вас. Это правда.

— А мы вас так ждали! Ведь Гальцев для Кургана – особое имя...

фото в журнале Николая ПушилинаГальцев: — Я всегда ратую за то, чтобы выступить здесь и очень трепетно к этому отношусь. Если вы помните, полтора года назад у меня был сольный концерт в филармонии с моим театром. Очень долго и тщательно к этому концерту готовился. Еще я приезжал на 60-летие нашей области. Прошли слухи, что Гальцев получил за это очень большой гонорар. Хочу сказать читателям «Cher ami», что я не только не получил никакого гонорара, но еще и прилетел за свой счет. Денег мне никто не давал – я выступал для своего города. Я очень люблю Курган, и так как сам тоже курганец, то слишком хорошо знаю, на что могут пойти наши чиновники – тот сделал не так, этот не эдак, и в результате получается дезинформация, которая всю жизнь присутствует в нашем городе...

— Курган питается слухами.

Гальцев: — Да. Но тем не менее, я написал песню для «Радио Шансон», которая пользуется страшной популярностью. Она называется «Челяба - яма, Курган - могила». Вы знаете, что «челяба» - это действительно яма, а курганы – это могильники. Это исторический факт. Песня крутится на петербургском «Шансоне» каждый день по два раза. Я никогда не думал, что стану популярен именно как исполнитель шансона. И в результате я написал еще одну вещь, которая называется «Лето в Кургане». Я думаю, что в октябре или ноябре эта вещь выйдет.
Вот такие у меня новости. Подчеркиваю, что я ни на кого здесь не обижен. Я люблю свой город, у меня здесь родня и лучшие друзья. Но есть свои нюансы... А так все нормально.

— Ваш путь к славе был долгим и извилистым...

Гальцев: — А он и сейчас такой же. Но это нормально.

— Сколько лет заняло у вас восхождение?

фото в журнале Николая ПушилинаГальцев: — Если говорить о популярности, то я довольно быстро стал популярен в Питере. Но Москва и Россия меня не знали. Мне хватало и северной столицы – все-таки здесь живет шесть с половиной миллионов (а сейчас говорят, и все восемь). Мне было достаточно такой известности – плюс гастроли за рубеж. Кстати, мы выпустили с Геннадием Ветровым первую питерскую юмористическую ТВ-программу (она имела несколько названий, последнее — «Рояль в кустах»), которая вышла еще до «Городка», и делали сценки, от которых все были без ума.

А потом, благодаря Роману Карцеву, Лиону Измайлову и Кларе Новиковой я стал подниматься. На фестивале «Море смеха» в Риге меня заметили три наших гения юмора и решили показать меня Москве. С этого все и началось. Это был 1998 год. Ну вот, меня чуть-чуть по ящику показывают, и я этому рад. Под сильным колпаком у «Аншлага» я не нахожусь. Мы просто друзья. У нас есть такой джентльменский уговор – если у меня появляется что-то новенькое, сначала я это показываю в «Аншлаге». Но это и нормально, иначе бы сосал палец... или курил бамбук...

Что касается моего театра - я взял еще двух человек. Одного из них вы скоро увидите. Да, кстати, недавно были гастроли в Америке. Один концерт был двойным – за три дня разобрали все билеты. Были в Филадельфии у Паши Волкова. Длинные разговоры, потом слезы прощания... Очень трогательно.

Из киноработ – снялся у Игоря Федоровича Масленникова, режиссера, который снял «Приключения Шерлока Холмса» и все многочисленные «Зимние вишни». Он пригласил меня на детский фильм, который будет называться «Тимур и его коммандос». Это полнометражный художественный фильм, который пойдет в кинотеатрах. Тимура играет правнук известного киноактера Кадочникова. Команду Тимура играем мы с Женей Воскресенским, Лешей Паниным, ставшим лауреатом Государственной премии за фильм «Звезда» и другими ребятами. Это нечто среднее между братвой и новыми русскими. «Папа», живущий в Америке, отдал указание: «Приезжает мой сын, хочу чтобы с Тимуром было все нормально, любой его приказ - выполнять». В общем, а-ля Гайдар. Очень близко и в то же время достаточно далеко. Полнейший сюр, но, мне кажется, дети будут рады.

фото в журнале Николая Пушилина— Кстати, поскольку мы встречаемся накануне Дня кино, хорошо бы вспомнить и другие ваши киноработы.

Гальцев: — Все и не упомнишь. Их больше десятка. Вот, «Русские страшилки», например, где я играю журналиста, это одна из главных ролей. До этого – «Дом Надежды», потом, разные эпизоды.

Радует, что кинопроцесс оживляется – сейчас в Питере одновременно снимается шесть-семь сериалов. Это очень круто!

— Я знаю, что сериалы стало модно снимать не в Москве, а в Питере – дешево, а вся инфраструктура есть, и профессионалы хорошие.

Гальцев: — Ну, положим, в Белоруссии снимать еще дешевле. Но Питер как съемочная площадка для кино и клипов продолжает цениться. А насчет профессионалов – да. Приезжаю в Москву, говорю, что питерский, и слышу шипение: «Надоел ты со своим Питером! Сил уже нет – одни питерские!»

— В Москву звали?

Гальцев: — Много раз. У меня там много друзей... Но я считаю так: не всем жить в Москве. Все, кто более-менее талантлив – музыканты, режиссеры, журналисты – приезжают за славой в Москву. Я считаю, что это ерунда. Конечно, когда идет давление, некий «душняк», тогда можно переехать. Но если все уедут в Москву, то кто же останется? Взорвется столица...

фото в журнале Николая ПушилинаА Питер – город очень своеобразный. Я считаю, все самое интересное идет из Питера, а потом это раскупает Москва. Не секрет, что все новое появляется в Питере: рок, театр, авангард... А я люблю приезжать в Москву на коне. Не важно, какой он – белый, серый... пусть это будет даже пони! Но все равно это конь. Приглашают – значит, ждут. Я люблю, чтобы меня ждали, это идет с самого детства. Пусть лучше я буду гостем! А потом – домой, в Питер.

— Я знаю, вы живете в историческом центре Петербурга?

Гальцев: — Да, напротив Аничкова моста, где четыре лошади.

— Хотелось бы провести легкое исследование природы юмора. С одной стороны, самыми смешными называют вечные темы – пьяные люди, супружеские измены, а с другой, в советскую эпоху сформировалась особая тематика, непонятная нигде, кроме нашей страны... Мне кажется, вы поднялись на новой волне юмористов, далеких от политики и бытовых проблем.

Гальцев: — Никогда я не хотел пародировать наших политиков. Сегодня они есть – завтра нет. Это все туфта! Как говорил Слава Полунин: лучше показаться один раз, но чтобы об этом говорили целый год! Лучше идти с какой-то фигней типа старой стиральной машины в доме холостяка или темы институтских экзаменов – но чтобы люди говорили! А политическая пародия – это мне неинтересно. Мне гораздо интереснее показать пародию на учителя. Это ближе к Райкину. Очень было бы забавно посмотреть пародию на свое творчество.

— А как вы относитесь к творчеству питерца Путина?

Гальцев: — Его все уважают. Это один из немногих наших политиков, на которого приятно посмотреть. Что он там делает – ни мне непонятно, ни вам. Было несколько хороших ходов – на новый год приезжал в Чечню к солдатам, полетал на самолете, с парашютом прыгал. Подтянут, умеет говорить, знает полтора-два иностранных языка. Надоели эти политические разборки, пьянки, махачи, тянувшиеся с тех времен, когда стрельнула «Аврора». По крайней мере, что-то происходит. Ведь действительно, народ стал жить получше. Все срастается.

У нас сейчас интереснее жить, чем в Америке. Там-то полная засада, совсем неинтересно. В глазах – только бабки. Если девушка тебя полюбила, самый первый вопрос: «Где ты работаешь?» Ты отвечаешь, а у нее компьютер в голове – ага, значит, получаешь столько, премию тебе дают такую-то, одеваешься так, живешь в таком-то доме. И она точно знает, пойдет она с тобой завтра в кино и в кровать, или отфутболит. Все так просчитано...

— Юра, таких девушек полно и в Кургане! Лично был знаком, едят их мухи...

Гальцев: — Наши девушки намного лучше и краше. Это правда. Тем не менее, пусть курганские девчонки не обижаются, но в Волгограде и в Воронеже с этим тоже все в порядке. Я не бабник... но мужчина!

Кстати, последний анекдот. Я думал, анекдот с бородой, а он оказался таким свежим.
Ну, предположим, в деревне Костоусово открыли новый круглосуточный магазин, который светится неоновыми лампочками.

За прилавком стоит продавщица Маша.
Входит плотник Василий: «Ой, Машенька, красиво-то как! Машенька, а это что?»
«Йогурт!»
(Восхищенно) «Эх, йо.. гурт! Да-а-а-а... Четыре бутылочки портвейна, пожалуйста!»
Мне лично ближе такой юмор.

— И мне тоже. Юра, а как вы изобретаете новые номера?

Гальцев: — Сам не знаю. Бывает, он на поверхности лежит, этот номер. Казалось бы, ты уже нашел к нему подход. Но что-то тебе мешает. Я, поскольку, считаю себя профессионалом, начинаю с ним вплотную работать. И вдруг мелькает совершенно другая мысля! И ты идешь в другом направлении, но одерживаешь победу.

Сейчас мы придумали с Володей Баскиным новый номер. По его поводу ко мне подходили Винокур и Клара Новикова. Винокур: «Я не понимаю: чего зрители смеются? Текста и реприз тут нету. Ни одного смешного слова нет. А зрители просто закатываются...» Там идет атмосфера. Я играю характер, и вот это самое важное. Мне кажется, если Регина Игоревна поставит номер в «Аншлаг», это будет ново. Мне за этот номер – он называется «Шансон» - не будет стыдно. Рассказывать о нем неинтересно, это надо видеть.

Я – сторонник театральной эстрады. Надоели эти монологи, диалоги, написанные кем-то другим! Нет, они нужны. Райкину тоже писали другие, но у него была театральная эстрада.

— Он как-то очень тонко пропускал этот материал через себя...

Гальцев: — Совершенно верно. И мне очень нравится, когда на сцену выходит актер – неважно, эстрадник или нет. Не чтец хорошего текста с гэгами и репризами, а именно актер. Это для меня первостепенно. Все остальное – потом.
Второй свежий номер – «Три богатыря». Я его сделал со своим театром. Это тоже нечто новое. Вообще, я люблю удивлять. Ты приходишь к своей невесте, к девушке, к жене. Грязный или напомаженный, в руках цветы или кольцо с брюликом, или ты на велосипеде. Она: «Ох!» - и удивилась. И тебе кайфово, и ей. А когда удивляешь, появляется любовь, взаимоотношения, интрига и самое главное – кайф. У всех фотоаппараты-мыльницы, а ты вдруг купил «ФЭД-4» пятидесятых годов... У всех «Жигули», а я хочу купить себе «Победу» и раскрасить ее под божью коровку! И когда это удивление есть – здорово. А то – как китайцы...

Мы были в Пекине. Представляете, навстречу идут люди – все одеты в черные брюки и белые рубашки, пострижены под канадку и улыбаются. Блин, думаю, ну и засада! Мне плохо. А когда рубашки красные и оранжевые, есть кайф.
Пришел на рынок у нас в Кургане. Висят турецкие куртки: черно-коричневое исполнение. Где, спрашиваю, желтые куртки, где красные? Да не купят, говорят. А я говорю, купят!.. Если обувь – то обязательно черная. Я вот специально красные штаны надел. В Питере я их не надену. А здесь специально натянул, чтобы не как у всех. Вот такой я дурачок.
Мне очень приятно, что в Кургане появился новый красивый журнал «Cher Ami». Леночка, редактор, спросила: не против ли я оказаться на обложке? Я заявляю: не против!

— Расскажите о своей семье.

Гальцев: — Дочь Маша у меня сейчас в Болгарии, месяц была в Финляндии. Для меня в ее годы подобные поездки были фантастикой. Жил ведь в Кургане. Выехав с классом в Прибалтику, балдел от счастья. А в Кургане у меня живет сын от первого брака Михаил, который буквально месяц назад обрадовал меня известием, что я стал дедушкой. Внука назвали Юрой. Юрий Михайлович, совсем как Лужков.

— Вот это новость! Поздравляем.

Гальцев: — Я ведь женился в 19 лет. Моей первой женщиной была жена. А после развода я очень долго жил один. Так что я настоящий курганец... Моя супруга вот уже 16 лет – Ирина Ракшина, работает в театре Ленсовета. У нас дочка Маша.
В нашей жизни так получается, что я, приезжая после двух-трехмесячной разлуки, жену не узнаю. То она подстриглась ежиком, то перекрасилась. Как новая женщина! Она: «Я тебя возбуждаю?» Я в ответ: «Да, возбуждаешь, но мне пора ехать». Нас, курганцев, не пробьешь.

Ирина снимается в кино – в новом военном фильме у сына Германа она сыграла немку. Фильм поедет на Берлинский фестиваль. Так что все у нее нормально. Купил ей еще одну собачку – тойтерьера. У нас уже есть лабрадор и попугай. Маша просит еще змею купить.

С каждым годом, я замечаю, становишься все более зависимым, привязанным к семье. Когда растет маленький человек, за которого ты в ответе – это полбеды, но когда он становится на тебя похож – здесь двойная забота. И мне это приятно. А если дети чуть-чуть будут походить на папу – то самая большая награда.

— А по вашим стопам дети не хотят пойти?

Гальцев: — Думаю, Маша пойдет. А Михаил больше по компьютерам. Я, кстати, в этом деле - дуб дубом... Дубовее человека вы не найдете. Я даже не знаю, где сеть включается.

— Ой, ёченьки, в наши-то годы и без компьютеру...

Гальцев: — Ну а чего? В свободное от работы время у меня – книжка и гитара. Я даже учиться компьютерной грамотности не буду. Мне время тратить неохота – я лучше спектакль новый сделаю.

— А что это за мелодия у вас на мобильнике? Что-то смутно знакомое.

Гальцев: — Это? А, из какого-то мюзикла, забыл название.

— Юра, а есть такой вопрос, который вы ждете от журналистов, но они вам никогда его не задают?

Гальцев: — Ну есть, наверное. Хочется, чтобы меня застали врасплох... Например, что-нибудь о клаустрофобии, о чувстве страха.

— Хорошо. Тогда ответьте нам: чего вы боитесь?

Гальцев: — Мне не нравится лифт. Я не скажу, что это боязнь закрытого пространства, потому что я облетел планету вдоль и поперек, плавал в подводной лодке... В самолетах я провожу больше времени, чем в поездах. А вот лифты – я их ненавижу. Это у меня появилось сразу, как только я приехал в Питер из Кургана. Помню, застрял в лифте старинного дома, похожем на стоячий гробик с решетками. И я стоял там часа четыре. Затем я застрял уже в закрытом лифте, без воздуха... Орал со всей мочи. И вот после этого лифты невзлюбил.

По большому счету, если меня надо пытать – посадите в комнату, выключите свет и никого туда не пускайте в течение недели. И все... Рассказываю про всех, говорю, где зарыты клады, сдаю с полоборота.

Да, очень хочу поздравить курганцев с прошедшим Днем города. Погода-то какая прекрасная стояла... Я вас всех люблю и обнимаю!

Олег Старцев
фото в журнале Николая Пушилина

Хостинг от uCoz